Дата проекта:
С 25 мая 2018

25 мая 2018 года, в постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке было совершено нападение на одно из самых известных произведений русской живописи — картину Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885).

май, 2019

В мае 2019 года в Третьяковскую галерею поступило важное оборудование – крупноформатный реставрационный стол-трансформер, который выполнен по индивидуальному заказу на основе технического задания, подготовленного реставраторами Третьяковской галереи. Сложная механика стола-трансформера разработана специально для реставрации такого большеразмерного полотна, как «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Весь комплекс исследований и техническое оснащение реставрационных работ проходят благодаря масштабной поддержке ПАО Сбербанк. 





10 апреля, 2019

В Третьяковской галерее полным ходом идет первый этап реставрации картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Весь комплекс исследований и техническое оснащение реставрационных работ проходят благодаря масштабной поддержке ПАО Сбербанк.

После трагического происшествия — нападения на картину в мае 2018 года — руководство Сбербанка первым среди партнеров Третьяковской галереи предложило оказать всеобъемлющую финансовую помощь для спасения произведения, а также его последующего безопасного экспонирования, и реализовало эту помощь в полном объеме. 

Картина «Иван Грозный и сын его Иван…» уже подвергалась нападению в 1913 году, что привело к необходимости провести ее первую серьезную реставрацию. Кроме того, произведение имеет хроническую «болезнь» –  отслоение красочного слоя. В связи с этим на протяжении 100 лет пребывания в Галерее полотно не покидало стен музея (за исключением его вывоза в эвакуацию в 1941 году) и постоянно находится под пристальным наблюдением реставраторов и хранителей.  

С первых же дней после нападения на картину в мае 2018 года сотрудники Третьяковской галереи начали работы по спасению произведения. Было проведено несколько Реставрационных советов для выработки плана дальнейших действий. Главной задачей этапа предреставрационных исследований стала диагностика художественных материалов произведения в помощь последующей реставрации и изучение причины или комплекса причин, которые вызывают хронические проблемы сохранности полотна. 

Сроки, заложенные для выполнения этапа исследований, последовательность шагов и методика работы полностью соответствуют современной мировой практике. В феврале 2019 года в Третьяковской галерее проводилась ставшая уже традиционной, международная программа публичных лекций и мастер-классов, в ходе которой прошло обсуждение новых подходов к сложным случаям в реставрации, в частности, дублированию холстов, разработанных и используемых в нидерландских институциях в области реставрации, исследования и сохранения культурного наследия. 

В соответствии с намеченным планом масштабный подготовительный этап работы был завершен в первом квартале 2019 года. Специалистами отдела комплексных исследований был подготовлен развернутый отчет обо всем объеме проведенных работ. Полученные результаты помогли сформулировать реставрационное задание и стали важной частью в разработке методики реставрации полотна. На проведенном в марте 2019 года расширенном Реставрационном совете был утвержден план первого этапа реставрационных работ. 

В депозитарии Третьяковской галереи была создана новая реставрационная мастерская, оборудованная всем необходимым специально для работы с картиной «Иван Грозный и сын его Иван…». В этом пространстве поддерживаются требуемые климатические условия, обеспечивается особый световой режим. В марте 2019 года произведение было перенесено в это помещение из ранее занимаемого бокса в мастерской масляной живописи, и реставраторы Галереи уже приступили к работе согласно заданию, утвержденному по протоколу Реставрационного совета. Первая стадия реставрации полотна включает в себя процесс раздублирования оригинального авторского холста и дублировочного, наклеенного в ходе реставрации в 1913 году. Вслед за этим следует подготовка авторского холста к следующему этапу реставрации. Все работы с произведением фиксируются фото- и видеосъемкой. 

В начале мая 2019 года в Третьяковскую галерею поступает важное оборудование – крупноформатный реставрационный стол-трансформер, который выполнен по индивидуальному заказу на основе технического задания, подготовленного реставраторами Третьяковской галереи. Сложная механика стола-трансформера разработана специально для реставрации такого большеразмерного полотна, как «Иван Грозный и сын его Иван…». 

Необходимо подчеркнуть, что столь тщательная подготовка к проведению реставрационных работ связана не только с объемом и характером повреждений полотна и «хронической болезнью» картины, но и высокой ответственностью перед сохранением шедевра живописи мирового значения — пожалуй, лучшей картиной исторического жанра из созданных во второй половине XIX века, обладающей невероятной силой художественного воздействия.

Спасение_шедевра.jpg



9 августа, 2018


Илья Ефимович Репин всегда внимательно относился к историческим фактам, к которым он обращался в своих работах. Художник интересовался современными ему научными исследованиями, знакомился с изображениями, передающими облик исторических лиц, изучал и зарисовывал подлинные предметы и интерьеры. 

Однако эти материалы оставались для Репина лишь важными источниками, питающими его творческую фантазию. Художник никогда не ограничивался созданием иллюстраций исторических событий. Каждый раз он ставил перед собой более глубокие задачи — стремился понять суть происходящего, постичь неоднозначные характеры исторических персонажей, мотивы их поступков, а также передать сложнейшие эмоциональные состояния героев. 

Над картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Репин работал в 1883–1885 годах. Художник обращался к трудам наиболее влиятельных историков XIX века, и ниже мы приводим отрывки из них.  

В 1834 году вышло четвертое издание «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина, в 9-м томекоторого конфликт 1581 года между Иваном Грозным и его сыном был описан так: 

«Иоанн в волнении гнева закричал: „Мятежник! ты вместе с Боярами хочешь свергнуть меня с престола!“ и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее: царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровью. Тут исчезла ярость Иоаннова. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: „Я убил сына!“ и кинулся обнимать, целовать его; удерживал кровь, текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей: молил Бога о милосердии, сына о прощении. Но Суд Небесный совершился!.. Царевич, лобызая руки отца, нежно изъявлял ему любовь и сострадание; убеждал его не предаваться отчаянию; сказал, что умирает верным сыном и подданным… жил четыре дни и скончался 19 ноября, в ужасной Слободе Александровской…».1

С 1851 по 1879 издавался 29-томный труд профессора Московского университета С.М.Соловьёва «История России с древнейших времен». В 6-м томе автор изложил события трагедии:

«Привычка давать волю гневу и рукам не осталась без страшного наказания: в ноябре 1581 года, рассердившись за что-то на старшего сына своего, Иоанна, царь ударил его — и удар был смертельный. Мы сказали: за что-то, ибо относительно причины гнева свидетельства разноречат; у псковского летописца читаем: „Говорят, что сына своего, царевича Ивана, за то поколол жезлом, что тот стал говорить ему об обязанности выручить Псков (от Батория)“; то же самое повторяют некоторые иностранные писатели; но Поссевин, бывший в Москве спустя только три месяца после события, рассказывает, что убийство произошло вследствие семейной ссоры: царевич вступился за беременную жену свою, которую отец его прибил. По свидетельству того же Поссевина, убийца был в отчаянии, вскакивал по ночам и вопил; собрал бояр, объявил, что он убил сына, не хочет более царствовать, и так как оставшийся царевич Феодор не способен править государством, то пусть подумают, кто из бояр достоин занять престол царский. Бояре, опасаясь, чтоб это предложение не было хитростию, объявили, что они не хотят видеть на престоле никого, кроме сына царского, и упрашивали самого Иоанна не покидать правления».2

Курс русской истории в Московском университете с 1879, после смерти своего предшественника С.М.Соловьёва, стал читать В.О.Ключевский (профессор с 1882 года), и спустя 30 лет его лекции были изданы. Ключевский предлагает следующую версию смерти наследника престола:

«Вот фабула этой московской трагедии. Грозный царь Иван Васильевич за два года с чем-нибудь до своей смерти, в 1581 году, в одну из дурных минут, какие тогда часто на него находили, прибил свою сноху за то, что она, будучи беременной, при входе свекра в ее комнату оказалась слишком запросто одетой, simplici veste induta, как объясняет дело иезуит Антоний Поссевин, приехавший в Москву три месяца спустя после события и знавший его по горячим следам. Муж побитой, наследник отцова престола царевич Иван, вступился за обиженную жену, а вспыливший отец печально удачным ударом железного костыля в голову положил сына на месте. Царь Иван едва не помешался с горя по сыне, с неистовым воплем вскакивал по ночам с постели, хотел отречься от престола и постричься; однако, как бы то ни было, вследствие этого несчастного случая преемником Грозного стал второй его сын царевич Федор».3

В 1885, в год, когда картина была представлена публике, в Петербурге вышел второй том «Русской истории» К.Н. Бестужева-Рюмина. В нем также была описана смерть царевича Ивана: 

«Даже любимый сын, царевич Иоанн, не миновал подозрительности царской; во время величайших неуспехов Грозного в 1581 г. между отцом и сыном произошло столкновение; говорят будто царевич указывал необходимость выручки Пскова; гневный царь ударил его жезлом; через 4 дня царевич умер. Царь в тоске был готов даже отказаться от престола, но его уговорили остаться».4

Итак, четыре столпа русской исторической науки — Н.М.Карамзин, С.М.Соловьёв, В.О.Ключевский, К.Н.Бестужев-Рюмин — в XIX веке соглашались во мнении о том, что Иван Грозный совершил убийство сына. Называя несколько причин (разные позиции по ключевым политическим вопросам, подозрения в измене, личная драма), они сходились в описании страданий Ивана Грозного в связи с убийством.

Экспозиция Третьяковской галереи. Зал № 8 с картинами И.Е. Репина. 1902. Москва. Фотоателье Шерер, Набгольц и К°».​.jpg

Экспозиция Третьяковской галереи. Зал № 8 с картинами И.Е. Репина. 1902. Москва. Фотоателье «Шерер, Набгольц и К°».​

1  Карамзин Н.М. История государства Российского. 4-е изд. Т. 9. СПб., 1834. С. 349.
2  Соловьёв С.М. История России с древнейших времен. 4-е изд. Т. 6: История России в царствование Иоанна IV Васильевича и Федора Иоанновича. СПб., 1879. С. 323–324.
3 Ключевский В.О. Лекции по русской истории профессора Московского университета В.О. Ключевского. Ч. 2. СПб., 1902. С. 4.
4 Бестужев-Рюмин К.Н. Русская история. Т. 2. Вып. 1. СПб.,. 1885. С. 271.  


25 июня, 2018

За прошедший со дня трагедии месяц проведена большая работа. Практически сразу после выполнения «по экстренному протоколу» неотложных аварийных работ картина была размещена в реставрационной мастерской музея на реставрационном столе под специально изготовленным защитным коробом, обеспечивающим безопасное и стабильное хранение полотна. Авторская художественная рама, получившая значительные повреждения лепнины, была перенесена в мастерскую реставрации рам. Начались консультации специалистов музея, тщательные осмотры, анализ всей реставрационной истории картины с обращением к архивным материалам. Был проведен Реставрационный совет, утверждена программа первого этапа консервационных мероприятий, которые позволят начать этап исследований произведения. Также проведены консультации с коллегами из других институций, намечен круг вопросов, которые предстоит решать в процессе восстановления картины.

Нанесенные полотну повреждения затронули не только живопись, но и холст, серьезно травмировали все произведение в целом. Удары по картине привели к возникновению скрытых повреждений и спровоцировали проблемы, связанные с известной с давних времен «хронической болезнью» картины, — слабой связью живописи с грунтом и постоянной угрозой образования осыпей красочного слоя.

Многие десятилетия картина находилась под особым наблюдением реставраторов. Однако несколько поколений реставраторов Третьяковской галереи воздерживались от кардинального лечения «болезни» из-за сложности задачи, отсутствия соответствующих технологий и инструментария. Периодически проводились только точечные укрепления красочного слоя. Был выработан и строго соблюдался специальный режим бытования картины в музее — хранение-экспонирование на одном месте, полный запрет на любые перемещения и постоянное нахождение полотна под стеклом для защиты от температурно-влажностных колебаний.

Сейчас перед специалистами музея стоит сложная задача — реставрировать не только повреждения, нанесенные вандалом, но и на новом этапе развития технологий глобально решить проблемы состояния полотна, излечив его от старой «болезни» и обеспечив его сохранность для будущих поколений.

Большой размер картины, особенности многослойной техники живописи Репина, непростая история произведения — все это определяет уникальную по своей сложности задачу предстоящей реставрации. Как того требуют современные стандарты в музейном мире и в области сохранения культурного наследия, разработка программы реставрации сопровождается рядом условий. Поэтому весь прошедший с момента нападения период в музее шла работа по составлению плана исследований, призванных собрать максимально подробный материал о технологии картины для ее восстановления.

Для проведения реставрации необходим выбор изолированного помещения, отвечающего самым строгим требованиям сохранности и рабочих процессов. Изыскиваются возможности для приобретения специального оборудования, которое позволит обеспечить требуемый результат. Прорабатывается концепция будущего экспонирования картины. Переговоры с производителями музейного стекла, которые Третьяковская галерея ведет постоянно, скорректированы после произошедшего нападения: идет анализ предложений по изготовлению специального стекла с антивандальными свойствами.



25 мая, 2018

25 мая 2018 года, в постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке было совершено нападение на одно из самых известных произведений русской живописи — картину Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885).

Произошедшее заставило сотрудников и руководство Галереи пережить настоящий шок, но не парализовало работу музея. Были предприняты экстренные меры по спасению картины, выполнены процедуры, необходимые для следственных мероприятий, и проведен предварительный анализ состояния картины для определения последующих действий по обеспечению реставрационных работ.

Следуя принципам открытости, для предоставления общественности и средствам массовой информации достоверных и наиболее полных сведений о случившемся в первый рабочий день после нападения была созвана пресс-конференция. В ней приняли участие 17 телевизионных групп, а также представители более 30 онлайн- и печатных изданий. Около 2 часов специалисты и руководство Третьяковской галереи излагали хронику событий, рассказывали о характере повреждений картины, демонстрировали их на экране и отвечали на многочисленные вопросы представителей СМИ.

Чтобы разъяснить ситуацию сотрудникам музея, сразу после окончания пресс-конференции была проведена встреча с коллективом, на которой генеральный директор Зельфира Исмаиловна Трегулова и главный хранитель музейных предметов Татьяна Семеновна Городкова подробно рассказали о нападении и о планах музея по спасению полотна. Отношение к покушению на шедевр Ильи Ефимовича Репина как к личной трагедии, понимание беспрецедентной сложности ситуации мобилизовали и сплотили коллектив музея.

Акт вандализма очень многие люди и вне музея восприняли как личную боль. Третьяковская галерея выражает искреннюю признательность простым гражданам, руководителям российских и зарубежных музеев, представителям музейного сообщества, друзьям и партнерам Галереи — всем, кто высказал слова поддержки, предложил помощь, просто сопереживает общей беде, кто выступает против агрессии и воинствующего невежества, которые в наше время становятся нормой жизни. Особая благодарность — Сбербанку России, первым обратившемуся в музей с предложением финансовой помощи для реставрации картины. Он берет на себя материальную поддержку всего процесса технико-технологических исследований полотна и его восстановления.

Принимая во внимание широкий общественный резонанс случившегося события, ценность произведения «Иван Грозный и сын его Иван…» для истории русского искусства, беспокойство о состоянии картины и ее дальнейшей судьбе со стороны самых разных людей — от специалистов до обычных посетителей музея и любителей искусства, находящихся во всех концах света, — мы создаем на сайте Третьяковской галереи специальную страницу «Спасение шедевра». Она будет периодически пополняться оперативной информацией об основных этапах исследований и реставрации произведения, а также содержать исторические, архивные материалы. Мы намерены быть максимально открытыми и регулярно публиковать новости для всех, кому небезразлична судьба шедевра Репина, на сайте и страницах музея в соцсетях.





Ответы на часто задаваемые вопросы


1. Почему картина была защищена антибликовым стеклом без антивандальной пленки на нем?

Антивандальная пленка в музеях России и за рубежом не используется для защиты произведений искусства, так как она искажает изображение. В мировой музейной практике остекление материалами с антивандальными характеристиками — исключительные и единичные случаи. Главные задачи музейного экспонирования — обеспечение наиболее естественного восприятия произведений искусства и создание защиты от температурно-влажностных колебаний и ультрафиолетовых лучей. Этим задачам наиболее адекватно отвечает современное антибликовое стекло. Именно им музей планомерно остекляет экспонаты.

2. Почему картина не была застрахована?

В соответствии с российским законодательством произведения искусства, находящиеся в постоянных экспозициях государственных музеев и хранящиеся в их запасниках, не страхуются. Страхованию подлежат произведения, покидающие стены музеев и отправляющиеся на выставки.

3. Каким образом появилось упоминание суммы в 30 млн. рублей и что она означает?

Эта сумма была озвучена прокурором в ходе судебного заседания как «оценочная стоимость нанесенного ущерба произведению» и, очевидно, будет уточняться. Важно, что эта сумма не имеет никакого отношения к сумме, необходимой для проведения работ по реставрации картины.

4. Будет ли картина возвращена в постоянную экспозицию Третьяковской галереи после окончания реставрационных работ?

Да, обязательно. После завершения масштабных реставрационных работ картина вернется в постоянную экспозицию Третьяковской галереи, на свое прежнее место в зале И.Е. Репина, и будет экспонироваться только в антивандальной капсуле.

5. Усилены ли меры безопасности в музее в целом?

Да, усилены. В Третьяковской галерее работают как подразделение Росгвардии, так и собственная служба безопасности. После произошедшего сотрудники этих структур работают во всех зданиях музея в усиленном режиме.

6. Сколько времени займет реставрация картины?

Ответить на этот вопрос пока невозможно, так как сначала необходимо провести комплексные технико-технологические исследования полотна. Только на основе полученных результатов появится возможность прогнозировать ход и длительность реставрационных работ. Одно можно сказать определенно — это потребует длительного времени, больших усилий множества специалистов и сотрудничества с другими профильными институциями.