Гламурный соцреализм. Соцреализм и постсоветский художественный контекст

22 декабря, 16:00
Лекции

Гламурный соцреализм. Соцреализм и постсоветский художественный контекст

Новая Третьяковка


Лекция из абонемента №19 «Соцреализм и соцреализмы. Этапы развития одного художественного метода»


Лектор С.А. Фофанов

После падения железного занавеса и краха Советского Союза соцреализм должен был прекратить свое существование. Однако произведения одиозных сталинских художников нашли неожиданный отклик у западного зрителя. Можно сказать, что неповторимая «тоталитарная экзотика», которая была скрыта от западной аудитории, вошла в моду и стала коммерчески успешным экспортным товаром новой России. 

В это время было написано большое количество текстов, анализировавших феномен соцреализма с неожиданных ракурсов. Соцреализм неоднократно подчинялся деконструкции как самими художниками, так и художественными критиками. Однако способность к трансформации, заложенная в нечетком определении соцреализма, позволила возродиться этому художественному методу в новом виде. 

Соцреализм всегда находился поблизости от власти, существовал за ее счет, обслуживал ее и стремился предугадать запросы. В середине 1990-х годов в России сформировались две разновидности обновленного соцреализма. Один из них обслуживал вкусы, интересы и амбиции чиновничьего аппарата, отчасти дублировавшего советский партийный аппарат. А другой обслуживал интересы власти нового порядка – власти капитала. В первом случае художники создавали произведения, наполненные пафосным квазипатриотическим настроением, представляющим гремучую смесь из неверно воспринятого православия, сталинизма, а подчас и прямой пропаганды ксенофобии и национализма. Во втором случае художники-постмодернисты, работавшие на художественный рынок, спекулировали на образах соцреализма, деконструируя и высмеивая его. Однако жесткая ориентация на рынок заставляла их все больше и больше уходить от художественной иронии. Упрощая свои мотивы, они шли на уступки в угоду воле заказчиков. И в том, и в другом случае новоявленный соцреализм стал лишь разновидностью художественного китча, который во многом является фактором торможения развития современного искусства в России.


Адрес: Крымский Вал, 10