Несмотря на официальное признание и обилие важных заказов, в конце XV века Дионисий покидает столицу и устремляется на Север — туда, где из уединенных монашеских скитов, основанных учениками и последователями преподобного Сергия Радонежского, начинали образовываться крупные обители. Нам неизвестны ни точная дата, ни причины этого переезда, однако исходя из того, что с самых первых своих шагов художник был тесно связан с монастырской культурой, можно предположить, что «Северная Фиваида» привлекла его прежде всего чистотой и аутентичностью идеалов духовной жизни.
Так или иначе, первые из дошедших до нас «северных» работ художника относятся к 1500 году — это четыре иконы, уцелевшие от иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды, в том числе знаменитое «Распятие» из праздничного чина. Центральный и наиболее прославленный памятник этого периода — росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, исполненные Дионисием и его сыновьями в 1502 году. В лекции будет подробно рассмотрена система росписи этого храма, отражающая, с одной стороны, новый этап общей эволюции древнерусского искусства, а с другой — несущая в себе целый ряд уникальных сюжетов и тем, связанных с индивидуальным творческим замыслом.
Лектор
Левон Вазгенович Нерсесян
Старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства
Государственной Третьяковской галереи
Скачать программу лектория (PDF)
Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в Новой Третьяковке (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).
Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:
первое и второе воскресенье каждого месяца:
для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);
для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.
каждая суббота — для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).
Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов — для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.
Уважаемые посетители!
Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное .
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке (в том числе Инженерный корпус) и Новая Третьяковка открыты для посещения:
4 ноября (воскресенье) — в обычном режиме;
5 ноября (понедельник) — с 10.00 до 18.00 (кассы и вход до 17.00).
Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова:
4 ноября (воскресенье) — открыты для посещения в обычном режиме;
5 ноября (понедельник) — закрыты.
Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по ссылке.
Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!
Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:
Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».
Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер