Режим работы в дни новогодних и рождественских праздников с 29 декабря 2018 по 8 января 2019 Подробнее
Выставка

Эль Лисицкий. El Lissitzky

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 80–82
16 ноября 2017 18 февраля 2018
Флаговый штандарт советского павильона выставки «Пресса» в Кельне. Вид от Рейна
1928. Картон, тушь, гуашь, коллаж (наклейки из цветной бумаги). 70,8 х 52,8
Обложка журнала «Вrооm» № 3
1922. Вариант. Калька, гуашь. 26 х 18,5
Проун 84
1923-1924. Бумага бархатная цветная, тушь, наклейки из цветной и белой бумаги. 45,6 х 45,3
Небоскреб на площади у Никитских ворот. Общий вид сверху. Проун на тему проекта
Бумага черная, глянцевая, наклейки из цветной бумаги, черная, цветная тушь, кисть, перо, печать. 22,8 х 15,5
Фигура из геометрических форм
Около 1922. Вариант проуна 43. Бумага, наклеенная на картон, графитный и цветные карандаши, наклейки из цветной бумаги. 49,4 х 29,9

Выставка «Эль Лисицкий» — первая масштабная ретроспектива художника в России и совместный проект Государственной Третьяковской галереи и Еврейского музея и центра толерантности.

Перейдите на промо-сайт выставки

Сайт выставки

Эль Лисицкий — один из ведущих художников русского и европейского авангарда, во многом определивший развитие архитектуры и дизайна XX века, изобретатель нового направления в искусстве, названного им «проуны» (проун — Проект утверждения нового).

Прослушайте аудио-гид с Аленой Долецкой

Выставочный проект состоит из двух частей и пройдет одновременно на двух площадках — в Новой Третьяковке и в Еврейском музее и центре толерантности. Зрители увидят около 400 экспонатов из собрания Третьяковской галереи, зарубежных музеев и частных коллекций. Выставка воссоздаст творческий путь художника, познакомит со всеми его этапами и направлениями.

Ранний, «доавангардный» период творчества Лисицкого и работы, связанные с его деятельностью в Культур-Лиге (еврейской культурно-общественной организации), будут представлены в Еврейском музее и центре толерантности. Помимо них в экспозицию войдут его работы как графического дизайнера (в том числе плакат «Клином красным бей белых», предоставленный Российской государственной библиотекой) и театрального художника, а также проуны, фотоколлажи, фотомонтажи, рукописи и документальные фотографии.

В залах Третьяковcкой галереи будет экспонироваться около 200 работ, среди которых проуны и архитектурные проекты, эскизы проектов выставочного дизайна, фотографии из коллекции ГТГ. Здесь впервые в России будут показаны шесть живописных проунов Лисицкого из крупнейших зарубежных собраний — в отечественных музеях нет ни одной живописной работы художника. Эти произведения Лисицкий создал в Германии в начале 1920-х годов, куда он был направлен для налаживания художественных контактов.

Две части выставки представят Лисицкого как универсального художника —живописца, книжного графика, дизайнера, архитектора, типографа и фотографа.



Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи: 

«Эль Лисицкий — важнейшая фигура в художественной культуре ХХ века. Его творчество, крайне востребованное на Западе, к сожалению, не очень хорошо известно в России. Эта выставка впервые дает возможность понять отечественному зрителю то, что сделано Лисицким, увидеть, как он работал с идеями Малевича, учеником которого был в определенный момент, как создал особое художественное направление и собственный тип художественных произведений. Лисицкий выводил идеи Малевича в трехмерное пространство, переходя от плоских супрематических композиций к объемным структурам. Это во многом определило эстетику европейской и мировой архитектуры ХХ столетия. Роль художника в истории фотографии, плаката и рекламы, в истории выставочного дизайна трудно переоценить — все, что делалось в этих сферах начиная с 1920–1930-х годов, во многом обязано Лисицкому. Впервые у современного зрителя появляется возможность это оценить, а также задуматься над важнейшей темой — взаимоотношением художника и власти — и понять, как можно было, работая в системе госзаказа, продвигать самые смелые художественные идеи».

Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности: 

«Для нас как для молодого музея очень важен этот совместный проект с Третьяковской галереей. И не случайно поводом для нашего творческого союза стала именно выставка Лисицкого. Тема авангарда — одна из ключевых для нашего музея, а Лисицкий — один из главных русских и европейских авангардистов. Еврей по национальности, он родился в России и прославился на весь мир.

Надеюсь, что гости смогут посетить обе части экспозиции. Выставка охватывает все периоды и аспекты творческого пути Лисицкого. Она получилась очень интересной и для тех, кто давно знаком с его творчеством, и для тех, кто только откроет для себя его имя в искусстве».



Состав выставки: Около 400 экспонатов: живопись, графика, фотографии, типографика, иллюстрации, плакаты, коллажи, рукописи

Собрания: Третьяковская галерея, Художественный музей Базеля (Швейцария), Художественная галерея Морицбург (Халле, Германия), Музей Ван Аббе (Эйндховен, Нидерланды), Стеделейк-музеум (Амстердам, Нидерланды), Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (Париж, Франция), Азербайджанский национальный музей искусств им. Рустама Мустафаева (Баку), Российская государственная библиотека, Российский государственный архив литературы и искусств, Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Музей Израиля (Иерусалим). Коллекция Бориса и Лизы Аронсон, Государственный музей современного искусства (Солоники), Sepherot Foundation.


Партнеры

Материалы к выставке:
Эль Лисицкий

«Лисицкий был истинный энтузиаст, преисполненный идей, интересующийся всем, что привело бы к созиданию для будущих поколений творчески преобразованного окружающего мира»


Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×