Режим работы в дни новогодних и рождественских праздников с 29 декабря 2018 по 8 января 2019 Подробнее
Выставка

Пейзажи Виктора Васнецова

Дом-музей В.М.Васнецова, Переулок Васнецова, 13
18 мая 17 сентября
В.М. Васнецов. В окрестностях Абрамцева. 1890-е. Этюд
Картон, масло, 37 × 48,5. Дом-музей В.М. Васнецова
В.М. Васнецов. Пруд в Ахтырке. 1880
Этюд к картине «Аленушка» (1881, Третьяковская галерея). Холст на картоне, масло. 32 × 23,3. Дом-музей В.М. Васнецова
В.М. Васнецов. Хвойный лес. 1874. Этюд
Холст на картоне, масло. 48 × 32,2. Дом-музей В.М. Васнецова
В.М. Васнецов. Ромашки. 1916. Этюд
Фанера, масло, 19,5 × 8,2. Дом-музей В.М. Васнецова
В.М. Васнецов. Поляна. 1900-е. Этюд
Холст, масло, 32×26. Дом-музей В.М. Васнецова
В.М. Васнецов. Затишье. 1881
Холст, масло. 63,5 х 176. Третьяковская галерея

Дом-музей В.М. Васнецова, один из пяти малых музеев Третьяковской галереи, продолжает традицию проведения временных выставок, которые дополняют постоянную экспозицию и представляют результаты научных исследований сотрудников музея.

Эта камерная выставка стала первым обращением к пейзажу как самостоятельному жанру в творчестве Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926), одного из самых знаменитых русских художников второй половины XIX — начала XX века.

В экспозиции представлены 29 этюдов из запасников Третьяковской галереи и собрания Дома-музея художника, написанных в окрестностях Москвы, Парижа, Вятки, Ахтырки, Абрамцева и Нового Рябова с 1874 по 1917 год. Из больших пейзажных работ представлена картина «Затишье» (1881, Третьяковская галерея). Основная часть этюдов из Дома-музея В.М. Васнецова экспонируется впервые. Выставка дополнена фотографиями из мемориального фонда художника.

Пейзаж в творчестве В.М. Васнецова обычно рассматривается в контексте картин на фольклорно-эпические сюжеты. Как самостоятельный жанр творческого наследия В.М. Васнецова пейзаж до сих пор не выделялся. Тем не менее, представленные на выставке этюды имеют самостоятельное художественное значение и свидетельствуют о тонком чувстве природы, свойственном мастеру.

Глубокое понимание природы воспитал в будущем художнике отец, сельский священник М.В. Васнецов. Уже в юные годы В.М. Васнецов отличался особой наблюдательностью и, по воспоминаниям его младшего брата Ап.М. Васнецова, много рисовал «по впечатлению». Из ранних работ на выставке представлены этюды «Вятские места» (1870-е) и «Хвойный лес» (1874; оба — Дом-музей В.М. Васнецова).

В природе, как и в фольклорно-эпической поэзии, художник прежде всего искал выражение настроения национальной красоты. Особая роль в картинах Васнецова на сказочно-былинную тему принадлежит пейзажам окрестностей Ахтырки и Абрамцева. В 1880–1881 годах художник выполнил здесь серию этюдов для своих самых известных картин «Аленушка» (1881) и «Богатыри» (1898; обе—Третьяковская галерея), среди них — экспонируемые на выставке два этюда «Пруд в Ахтырке» (оба — 1880; Третьяковская галерея и Дом-музей В.М. Васнецова), «Аленушка» (1880, Третьяковская галерея), «В окрестностях Абрамцева» (1890-е, Дом-музей В.М. Васнецова). Там же, на берегах реки Вори, была написана и картина «Затишье», на которой художник изобразил тихую, почти замершую в своем движении реку, обрамленную отлогими берегами, над которыми возвышаются вековые деревья.

Наименее известная широкому кругу зрителей часть выставки — пейзажи Нового Рябова. Так в память о родине художник назвал приобретенное в 1901 году в Дмитровском уезде, в двадцати верстах от Абрамцева, имение Ваньково. Это был дом с липовым парком и старым, заросшим кувшинками прудом, на котором стояла водяная мельница. Значительных произведений здесь художник не создал, а больше, по воспоминаниям детей, наслаждался природой. Сохранилась целая серия этюдов Нового Рябова, в которых от эпических мотивов и изображения русских просторов художник все чаще переходил к выбору небольших, на первый взгляд простых и скромных, но глубоко поэтичных мотивов: одиноко стоящего дерева, неброских цветов ромашки или ярко-розовых свечек иван-чая. Этюды выполнены на кусочках грунтованного холста, не натянутого на подрамник, или на небольших фанерных дощечках: «Облака» (1916), «Ромашки» (1916), «Аллея. Стволы лип» (1916), «Ели» (1916), «Дерево» (1917; все — Дом-музей В.М. Васнецова). Теплую ноту вносит в этюды присутствие в них близких Виктору Михайловичу людей: «Т.В. Васнецова на этюдах» (вторая половина 1900-х), «Мария Кускова на террасе дома в Новом Рябове» (около 1907), «М.И. Рязанцева на скамейке в аллее парка. Новое Рябово» (не ранее 1902 — начало 1910-х; все — Дом-музей В. М. Васнецова).

Тема пейзажа была крайне важной для В.М. Васнецова. На последней персональной прижизненной выставке художника 1912 года, прошедшей в Историческом музее в Москве, в особый раздел были вынесены пейзажные работы, объединенные тематически по месту создания. Данная выставка в доме-музее В.М. Васнецова — первая, посвященная исключительно этой теме, — организована по схожему принципу. Эта экспозиция особенно уместна в Доме-музее, окруженном садом: художник неоднократно писал здесь этюды.

К выставке подготовлено специальное иллюстрированное издание. В альбоме представлены пейзажные работы, которые охватывают полувековой период творчества художника. Многие из них впервые опубликованы в этом издании.

В следующем году запланировано проведение камерных выставок, посвященных 170-летию со дня рождения В.М. Васнецова и 65-летию со дня основания дома-музея.

Поддержка проекта

Материалы к выставке:
Пейзажи Виктора Васнецова

Издание подготовлено к выставке «Пейзажи Виктора Васнецова», организованной в Доме-музее В.М. Васнецова в рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники»


Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×