Режим работы в дни новогодних и рождественских праздников с 29 декабря 2018 по 8 января 2019 Подробнее
Выставка

Русский путь. От Дионисия до Малевича

Главное здание, Музеи Ватикана, Крыло Карла Великого
20 ноября 2018 16 февраля 2019
Дионисий. Распятие. 1500
Третьяковская галерея
Богоматерь Владимирская. Первая половина XVI века
Третьяковская галерея
И.Н. Крамской. Христос в пустыне. 1872
Третьяковская галерея
Н.Н. Ге. «Что есть истина?». Христос и Пилат. 1890
Третьяковская галерея
М.В. Нестеров. Пустынник. 1888-1889
Третьяковская галерея
В.Г. Перов. Портрет Ф.М. Достоевского. 1872
Третьяковская галерея
К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912
Третьяковская галерея
К.С. Малевич. Черный квадрат. 1929
Третьяковская галерея
И.И. Левитан. Над вечным покоем. 1894
Третьяковская галерея

Шедевры из собрания Третьяковской галереи и музеев России

Осенью 2016 года в Третьяковской галерее была открыта выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Для участия в ней Музеи Ватикана отправили из постоянной экспозиции значительное число выдающихся произведений XII–XVIII веков — 42 живописные работы. Выставка стала крупным событием не только для Москвы и России, но и для всего мира.

Ответную выставку Третьяковская галерея и Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» открывают в Риме в Музеях Ватикана 19 ноября 2018 года. Экспозиция будет размещена в Крыле Карла Великого, галерее колоннады собора Святого Петра. Основную часть экспонатов составляют произведения из коллекции Третьяковской галереи. Ряд важных работ предоставляют другие музеи России.

Экспозиция в Риме задумывалась как достойный ответ на щедрый жест Музеев Ватикана. Организаторы поставили перед собой амбициозную задачу — подготовить проект, не менее значимый по своему художественному уровню и общественному звучанию, чем московская выставка. Он должен стать духовным и культурным посланием России центру западного христианского мира. По замыслу куратора, выставка посвящена своеобразию русского художественного менталитета и делает главный акцент на преемственности традиций, на внутренних, глубинных связях иконописи и русского реализма XIX века. Была разработана оригинальная и во многом новаторская концепция проекта, отобраны экспонаты исключительной образной наполненности и художественной ценности.

Третьяковская галерея впервые расстается одновременно со столь значительным корпусом работ из своей постоянной экспозиции. Эти знаменитые произведения ранее демонстрировались на различных выставках, но в таком контексте и таком составе никогда еще не показывались.

В развеске произведений было решено отказаться от хронологического принципа. В выставочном пространстве вступают в диалог две историко-культурные традиции: древнерусское искусство и живопись второй половины XIX – первой трети XX века. На примере представленных работ (икон и живописных полотен) эти мощные традиции русского искусства соединяются. Идея выставки — показать их родство, которое оказалось неискоренимым, несмотря на разрыв культурных связей во время правления Петра I; провести сопоставления по принципу неожиданных, но очевидных аналогий, обнаруживая, что русское искусство не два разных и чуть ли не противостоящих друг другу этапа, но единое целое.

В экспозиции выстраиваются связи, которые незримо существовали: чему-то художники следовали сознательно, а что-то в их произведениях возникало неосознанно, через впитанные с детства «культурные коды». Идея выставки воплощается на примере главнейших произведений русского искусства, посвященных как современным, так и евангельским сюжетам — и те и другие так или иначе поднимают вопросы мировоззренческого характера.

Начиная с картины Александра Иванова «Явление Христа народу» русское искусство берет на себя миссию переосмысления значения изобразительного искусства и его роли как одного из духовных инструментов в освоении мира, осознании бытия. Во второй половине XIX века, в эпоху позитивизма, богоборчества и богоискательства, глобальных трансформаций, происходивших в культуре и обществе, отход от церкви части русской интеллигенции позволял осмыслять евангельскую проблематику с определенной дистанции. Образы Священного Писания помогали найти ответы на актуальные вопросы времени — самостоянье человека в мире, его взаимоотношения с Богом, поиски смысла существования, размышления о жизни и смерти.

На выставке органично соединятся древнерусская иконопись и произведения XIX века. «Явление Христа народу» (1836 – не ранее 1855, ГРМ, малый вариант одноименной картины, находящейся в ГТГ) Александра Иванова располагается рядом с иконами «Крещение» и «Преображение» и вступает в диалог с висящей напротив «Троицей» Паисия. «Неутешное горе» Ивана Крамского оказывается напротив иконы «Не рыдай Мене, Мати», а его же «Христос в пустыне» — рядом с «Христом в темнице», деревянной скульптурой XVIII века из Перми. «Всюду жизнь» Николая Ярошенко соседствует с «Богоматерью Киккской» Симона Ушакова, вторя формату и колориту иконы и — в каком-то смысле — ее ритмической композиции. Сольвычегодская икона «Видение Евлогия» помещается напротив картины «Над вечным покоем» Исаака Левитана, а «Страшный Суд» XVI века — рядом с «Черным квадратом» Казимира Малевича. Завершается выставка «Несением креста» Михаила Нестерова и иконой XVI века «О Тебе радуется», воплощающей дух русской соборности, духовного единения всего народа в церкви и мирской жизни.

Среди других «главных картин» русского искусства, которые покидают стены Третьяковской галереи и отправляются в Музеи Ватикана, — «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии» и «Перед исповедью» Ильи Репина, «„Тройка“. Ученики-мастеровые везут воду» и «Утопленница» Василия Перова, «„Что есть истина?“ Христос и Пилат» и «Голгофа» Николая Ге, «Демон (сидящий)» Михаила Врубеля, «Троица» Наталии Гончаровой, «Москва. Красная площадь» Василия Кандинского, «Купание красного коня» и «1918 год в Петрограде» Кузьмы Петрова-Водкина.

Портрет на выставке будет только один — исполненный Василием Перовым «Портрет Ф.М. Достоевского», многое определяющий в русской культуре. Очевидны не только композиционные, но и смысловые аналогии этого образа с «Христом в пустыне» Ивана Крамского. На выставке можно найти типично русские образы — священника, пустынника, юродивого, странника, без которых также невозможно понять духовный путь, который прошла русская культура. Выявленные внутренние связи произведений разных эпох представляются очень важными и послужат толчком для дальнейшего осмысления отечественного искусства.

Настоящая выставка — крупнейший за последние годы и беспрецедентный по общественной и художественной значимости международный проект Третьяковской галереи. Ее проведение и издание каталога к ней были бы невозможны без масштабной поддержки мецената Алишера Усманова и его Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Взаимоотношения между Галереей и Фондом имеют многолетнюю историю: в 2006 году были поддержаны юбилейные мероприятия, приуроченные к 150-летию музея, в 2006–2007 годах — успешный опыт совместной работы над выставкой Джеймса Уистлера, в 2007-м — над ретроспективой Дмитрия Жилинского. В 2016 году совместно с Фондом была организована выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». В 2017 году Фонд поддержал крупный проект по внедрению новых инженерно-технических систем в Третьяковской галерее.



Алишер Усманов:

«Для Фонда «Искусство, наука и спорт» работа с проектами, которые выполняют ответственную миссию в деле сближения культур разных народов, — это огромная честь. Культуру и искусство России и Италии связывают прочные и многолетние традиции. Уже в XVIII веке в Италию в творческую командировку — стажировку на несколько лет отправились лучшие выпускники Российской Императорской академии художеств. А выдающиеся итальянские архитекторы, которым полюбилась Россия еще во времена великих князей, строили здесь дворцы, обогащаясь традициями русского зодчества и привнося со своей стороны европейские идеи. Русская и итальянская живопись, духовная связь которых также очевидна, одинаково высоко ценятся в обеих странах. Думаю, этим и обусловлен неизменный успех, сопутствующий совместным выставочным проектам».

Партнеры


Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×