В мае 2018 года в Новой Третьяковке отроется ретроспективная выставка Вадима Космачева — скульптора, графика и живописца российского происхождения, чье творчество в равной степени принадлежит культуре трёх стран, где ему приходилось жить и работать — это Россия, Германия и Австрия. Выставка охватывает все периоды деятельности Космачева и включает в себя более 60 произведений скульптуры, живописи, графики, фарфора, а также видеоработы.
Помимо ретроспективной части выставка представит работы, которые открывают новую перспективу для развития скульптуры в современном мире. Техноорганические произведения становятся ключевым элементом современного города, сочетая новейшие достижения науки и техники с природным фактором.
Художественный путь Космачева — это движение от жестких форм индустриального модернизма к пониманию скульптуры как «живой» органической формы, способной меняться в зависимости от множества факторов: смены климата, источника энергии, зрительских реакций.
Вадим Космачев (р. 1938) окончил Московскую среднюю художественную школу, где он познакомился с Львом Нусбергом, Александром Неждановым, Эдуардом Зелениным и другими впоследствии ведущими художниками московского андеграунда. Уже в период обучения в школе Космачёв имел возможность посещать запасник Третьяковской галереи и видеть произведения русского авангарда, что в дальнейшем во многом определило его позицию художника.
В 1965 Космачев закончил МХПУ (ныне — Московская государственная художественно- промышленная академия им.С.Г.Строганова) и на рубеже 1960-1970-х годов стал одним из главных проводников модернизма в советской пластике. Сохраняя независимость от политических установок, Космачев работает в тесном сотрудничестве с архитекторами в нише, далекой от официальной идеологии и необходимости утверждать ее линию в своем творчестве. Развивая идею органической формы, Космачев вырабатывает индивидуальный стиль в керамике, оказывает значительное влияние на развитие этой области в СССР.
Вторая часть этого периода посвящена работам в металле. Самый масштабный проект — двадцатиметровая «Конструкта» (1975) — абстрактная композиция, установленная в Ашхабаде перед комплексом зданий Государственной библиотеки Туркменистана. Композиция будет представлена оригинальными макетами, фильмом, а также серией фотографий, сделанных во время начального монтажа «Конструкты», который осуществлялся на территории исправительной колонии.
После эмиграции из СССР в 1979 году, скульптору удалось быстро войти в художественную жизнь Австрии и Германии. Универсальный, независимый от конъюнктуры язык творчества Космачева почти сразу позволяет художнику выиграть ряд конкурсов на создание скульптурных композиций, предназначенных для открытых городских пространств и интерьеров. В Германии было реализовано более тридцати масштабных объектов — мобилей и стабилей, часть которых можно будет увидеть в фильме Андреаса Вальдшютца, посвящённом интеграции скульптур Космачева в городскую и ландшафтную среду.
После переезда в Австрию скульптор всё больше концентрируется на проблемах взаимовлияния искусства и науки, проблемах биомеханики и техноорганики в применении к художественным формам. Так возникла идея «дышащих» форм и «солярных скульптур», движение которых обусловлено воздействием солнечных лучей. Главным событием «австрийского раздела» станут высокотехнологичные скульптуры-мобили — «Квадрат движения» и «Дышащие формы».
Произведения Космачева открывают новый перспективный взгляд на роль скульптуры в архитектурном пространстве XXI века. Инновационные произведения реагируют на природные элементы, акцентируя внимание на живом компоненте урбанистического ландшафта и восстанавливают баланс между индустриальным и нерукотворным.
Выставка Вадима Космачева позволит зрителям поразмышлять об искусстве будущего и уже не в грезах научной фантастики, а в практически достижимой перспективе.
Кураторы: Кирилл Светляков, Анна Маполис (Москва), Петер Невер (Вена)
Экспозиция: Кирилл Светляков, Нина Дивова
Архитектура выставки: Veech X Veech (Вена)
Научная программа: Георг Шольхаммер
К выставке подготовлен обширный каталог, освещающий все периоды творчества Вадима Космачева. Авторы статей: Кирилл Светляков, Георг Шольхамер, Петер Невер, Виталий Пацуков, Анна Маполис.
15 апреля 2018, в День исторического и культурного наследия г.Москвы, вход на все постоянные и временные экспозиции Новой Третьяковки (кроме выставки "Василий Верещагин") и музея Аполлинария Васнецова для индивидуальных посетителей бесплатный.
Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный.
По средам, субботам и воскресеньям вход на выставки «Сказание о граде Свияжске» и «Художник Никич. Мир внутри и жизнь снаружи» в Инженерном корпусе (Лаврушинский пер., 12) для посетителей без экскурсии бесплатный.
Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова, музее-мастерская А.С. Голубкиной предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:
первое и второе воскресенье каждого месяца — для студентов высших учебных заведений РФ (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»); для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ).
каждая суббота — для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).
Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов — для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.
30 декабря 2017 г. (суббота) — экспозиции и выставки открыты для посещения в обычном режиме.
31 декабря 2017 г. (воскресенье) — экспозиции и выставки открыты для посещения в следующем режиме:
— Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке (Главное здание и Инженерный корпус) и Новая Третьяковка — до 18.00 (кассы и вход до 17.00).
— Музей-квартира А.М. Васнецова, Дом-музей В.М. Васнецова — до 17.00 (кассы и вход до 16.00).
1 января 2018 г. (понедельник) — экспозиции и выставки закрыты для посещения.
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке (Главное здание и Инженерный корпус) и Новая Третьяковка открыты для посещения в обычном режиме со 2 по 7 января, 8 января — выходной день.
Музей-квартира А.М. Васнецова, Дом-музей В.М. Васнецова открыты для посещения с 3 по 7 января в обычном режиме, 8 и 9 января — выходные дни.
Поздравляем с наступающими праздниками и ждём в залах Третьяковской галереи!
Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер