Режим работы в дни новогодних и рождественских праздников с 29 декабря 2018 по 8 января 2019 Подробнее
Выставка

«Футбол и не только». Выставка о спорте, приуроченная к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 24 и залы экспозиции
09 мая 11 сентября
П.В. Кузнецов. Пушбол. 1931
Холст, масло
А.А. Дейнека. Вратарь. 1934
Холст, масло
Я. Соанс. Гонка по песчаной дорожке. 1983
Бронза
С.А. Григорьев. Вратарь. 1949
Холст, масло
Е.А. Янсон-Манизер. Заслуженный мастер спорта, трехкратный чемпион по конькам М.Г. Исакова. 1949
Бронза
А.А. Дейнека. Стометровка. 1947
Бронза
А.А. Дейнека. Игра в мяч. 1932
Холст, масло
И.М. Чайков. Прыжок с шестом. 1952
Силумин, сталь, керамика
А.А. Дейнека. Эстафета. 1945
Бронза, металл
А.Н. Самохвалов. Теннис. 1968-1971
Холст, масло
А.В. Молев. Хоккеист. 2001
Дерево, металл

Выставка скульптурных и живописных работ 1920-х — 1990-х годов из собрания Третьяковской галереи приурочена к главному спортивному событию лета —Чемпионату мира по футболу — 2018.

Выставка скульптурных и живописных работ 1920-х — 1990-х годов из собрания Третьяковской галереи приурочена к главному спортивному событию лета —Чемпионату мира по футболу — 2018.

Еще в конце XIX — начале ХХ столетия спорт был занятием исключительно аристократов и состоятельных людей. В ХХ веке ситуация изменилась — в советской России первых послереволюционных десятилетий развивался спорт высоких достижений, а физкультура стала популярной и массовой формой досуга. Тема спорта становится одной из главных и в изобразительном искусстве.

Произведения, включенные в состав выставки, располагаются в залах постоянной экспозиции, часть работ также представлена в холлах музея. Проект опирается на обширную коллекцию произведений на спортивную тематику и знакомит посетителей с уникальными, редко экспонирующимися скульптурами, отличающимися необычными пластическими решениями, такими как «Прыжок с шестом» (1952) И.М. Чайкова, «Пловчиха» (1973) А.Г. Пологовой, «Гонка по песчаной дорожке» (1983) Я. Соанса, «Футбол» (1983) О.Б. Косткевича. В экспозицию также включены произведения, которые давно считаются скульптурной и живописной классикой: «Девушка с веслом» (1934–1935) И.Д. Шадра, «Физкультурница» (1947) М.Г. Манизера, «Хоккеисты» (1971) И.М. Чайкова, «Вратарь» (1934) А.А. Дейнеки, «Пушбол» (1931) П.В. Кузнецова, «Девушка с ядром» (1933) А.Н. Самохвалова. Выставка позволяет оценить значимость темы спорта в общей картине художественной жизни.

В 1920–1930-е годы многие художники были увлечены идеей как можно ярче выразить в искусстве дух современности. Именно занятия физкультурой и спортом, которые приобрели в это время массовый характер, стали одной из знаковых черт эпохи. В эти годы проводились торжественные физкультурные праздники, парады, соревнования. И едва ли не главным их участником стала женщина, представительница нового общества. В изобразительном искусстве появился новый типаж – молодая женщина, работница и спортсменка. Эта тема привлекала художников своей новизной и открывающимися пластическими возможностями. Такие произведения, как «Девушка с веслом» И.Д. Шадра, «Физкультурница» М.Г. Манизера, «Девушка с ядром» А.Н. Самохвалова, статуэтки Е.А. Янсон-Манизер, утверждали новый образ женщины, отражали новый стиль жизни и воплощали идеал красоты, включавший в себя хорошо тренированное тело.

В искусстве ХХ века выделяется рад художников, в чьем творчестве тема спорта – одна из важнейших, в которой они проявили себя наиболее ярко. Александр Дейнека (1899–1969), сам спортсмен, много игравший в футбол, занимавшийся плаванием и боксом. Как и многие ОСТовцы (художественное объединение «Общество художников-станковистов»), художник стремился передать динамику «века скоростей», но изображая не только машины, поезда и самолеты. Главную роль он отводил человеку, а одним из важных аспектов современной жизни считал спорт. В картинах на тему спорта Дейнека создал особый жанр: в них нет ни сюжета, ни характеров в традиционном смысле слова. Фигуры спортсменов не просто пребывают в движении – они стремятся вперед и отрываются от земли, преодолевая силу тяготения. Дейнека, прекрасный график и живописец, пробовал себя и в пластике. Некоторые мотивы его скульптур – общие с его же рисунками и картинами. Так, на выставке тема футбола представлена сразу тремя произведениями А.А. Дейнеки, выполненными в разных техниках: многофигурная композиция из дерева «Футболисты» (1950), рельеф из меди «Футболисты» (1948–1955), а также живописная работа «Вратарь» (1934), один из шедевров в истории отечественного искусства. Особое композиционное решение этого произведения выразительно подчеркивает динамику и экспрессию спортсмена.

Наряду с произведениями А.А. Дейнеки важнейшими в скульптуре о спорте стали работы И.М. Чайкова (1888–1979), который был настоящим фанатом спортивной темы. Он находил редкие выразительные приемы, чтобы показать азарт соперничества и командный дух в играх, будь то волейбол, хоккей или футбол. Скульптор брался за особенно трудные пластические задачи и изображал ситуации и моменты, которые передать в скульптуре до него никто не осмеливался как, например, в композициях «Прыжок с шестом» (1952) и «Пловчиха» (1959).

В середине ХХ века появился новый тип произведений на спортивную тему – портреты чемпионов. Художники предпочитали изображать их во время тренировок и соревнований. Моделями скульпторов стали конькобежка Мария Исакова, наездница Елена Петушкова, гимнастка Ольга Корбут, победы которых принесли славу советскому спорту. Неизменным образцом для мастеров ХХ века оставалась древнегреческая пластика – статуи атлетов, портреты победителей общегреческих Олимпийских игр. Возрождение олимпийского движения на рубеже XIX–XX веков с новой силой оживило классические античные идеалы. Воспоминанием об этой эпохе навеяны работы М.В. Переяславца (род. 1949) — «Марафон» (1980) и «Толкатель ядра» (1981), создававшиеся к Олимпийским играм 1980 года в Москве. Скульптор отдает дань общему увлечению античной традицией, но при этом его фигуры выглядят более экспрессивно, ему ближе стилистика спортивных сцен, изображенных на древнегреческих вазах. Московская Олимпиада в целом оказала значительное влияние на советскую культуру того времени.

Выставка позволяет проследить, как менялись тенденции в советском и российском спорте и какой вид физической активности был популярен в то или иное десятилетие. Так, например, тема витража А.А. Дейнеки «Баскетбол» была выбрана художником не случайно. В 1950-х советский женский баскетбол стал одним из сильнейших в мире. Завоевав в 1959 году звание чемпионов мира, а в следующем — Европы, наши спортсменки сделали эту игру символом успеха всей страны. В «Баскетболе» художник использовал необычное сочетание различных техник монументального искусства: витража, скульптурного рельефа, живописи. В 1970-х годах, когда советские хоккеисты несколько раз подряд выигрывали чемпионаты мира, И.М. Чайковым была создана скульптура «Хоккеисты» (1971). Это поздняя работа мастера. Два спортсмена скрестили клюшки, и на мгновение их фигуры переплелись в борьбе за шайбу. До сих пор этот образ воспринимается как своеобразная эмблема хоккея.

Тема спорта продолжается на выставке «Искусство 2000-х». В работах «Теннисистка. Из проекта «Музей природы»» Олега Кулика и «Urangst» Ирины Кориной можно увидеть, ставшие популярными в этот период, сноуборд и теннис.

Подробнее о том, как история советского и российского спорта находила отражение в изобразительном искусстве можно узнать из аудиогида, озвученного спортивным комментатором Виктором Гусевым. Аудиогид доступен для бесплатного скачивания на платформе izi.TRAVEL.

Футбол и не только

Материалы к выставке:

Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×