Режим работы в дни новогодних и рождественских праздников с 29 декабря 2018 по 8 января 2019 Подробнее
Новости

Открытие обновлённой экспозиции скульптуры

В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке во 2-м зале открывается обновленная экспозиция, посвященная скульптуре эпохи классицизма.

Классицизм, основанный на использовании античного наследия, ориентированный на сильные чувства, пламенные порывы и гармоничные пропорции, нашел в творчестве отечественных скульпторов блестящее воплощение.

Вторая половина восемнадцатого столетия – это «золотой век» русской скульптуры. В этот период трудилась целая плеяда первых истинно русских, по-европейски образованных ваятелей, имена которых до сего дня составляют славу и гордость всей национальной русской скульптурной школы. Федот Шубин, Михаил Козловский, Иван Мартос, Иван Прокофьев, Федос Щедрин – каждый из них был носителем яркого, оригинального дарования, каждого отличала необычайная творческая активность. Их общими усилиями в России, где вплоть до середины ХVIII века не существовало скульптуры как самостоятельного вида искусства, в короткий срок были освоены, возведены на небывалую высоту и получили свое национальное осмысление все традиционные европейские жанры скульптуры – портрет, статуя, памятник, надгробие, декоративные и парковые формы. В создаваемые произведения русские скульпторы вложили не только серьезное и высокое понимание задачи, они сообщили им свой настрой, индивидуальное звучание.

Экспозиция знакомит зрителя с четырьмя основными темами, получившими свое развитие в период классицизма. Иван Петрович Мартос, вошедший в историю русского искусства как непревзойденный мастер мемориальной пластики, представлен в экспозиции безусловным шедевром – Надгробием княгини С.С. Волконской. Надгробие полно ясного пластического великолепия. Пространство прямоугольной мраморной доски свободно и гармонично заполнено идеально взвешенными массами фигуры плакальщицы, безупречны ее пропорции, полнокровны, наполнены живыми соками прекрасно сконструированные формы, богаты и значительны линейные ритмы струящихся складок, от которых словно исходит неизъяснимый еле слышимый шелест.

Творчество Михаила Козловского, которого современники часто называли «самой блестящей звездой в славном созвездии художественных имен ХVIII века» знакомит с мифологической темой в искусстве скульптуры того времени. Античный миф о дочери критского царя Миноса Ариадне положен в основу терракотового барельефа «Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос» (1780) М.И. Козловского, относящегося к раннему творчеству мастера. Барельеф демонстрирует блестящее исполнительское мастерство скульптора, удивительные способности лепщика, легкость, с которой он справлялся с трудной задачей построения

рельефа. К позднему периоду творчества М.И. Козловского относится совершенная по пропорциям и исполнению статуя «Амур со стрелой» (1797), идейно близкая произведениям европейского сентиментализма с его естественной природой и истинными чувствами. Идиллический античный мотив послужил поводом для создания образа, олицетворяющего гармонию и красоту.

Гордостью Третьяковской галереи является коллекция произведений Федота Ивановича Шубина. Непревзойденный мастер психологического портрета, Шубин выполнил десятки бюстов и для каждого находил свою композицию и особый ритмический рисунок. Парадные, эффектные, аристократичные произведения интересны с исторической и иконографической сторон. В экспозиции представлены портреты людей, составивших славу эпохи Екатерины II: героев-воинов братьев Орловых, братьев Чернышевых, Н.В. Репнина.

Отдельной темой зала проходит рассказ о видных деятелях науки и культуры И.И. Шувалове, Ф.Н. Голицыне, А.М. Голицыне.

Одной из жемчужин коллекции Третьяковской галереи является «Портрет князя А.М. Голицына» (1773) Ф.И. Шубина. Скульптор создал замечательный образ умного, исполненного величия и достоинства вельможи. Выставленный для обозрения в Академии художеств в 1773 году, портрет стал свидетельством появления в русском искусстве мастера мирового уровня и принес автору славу и признание. Виртуозная техника доведена в произведении до совершенства, обработка поверхности мрамора создает сложную игру светотени, сообщает образу Голицына живую трепетность. 

Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×