Новости

Открытие обновлённой экспозиции скульптуры 11.12.2018

Открытие обновлённой экспозиции скульптуры


Краткое описание русское:  Во 2-м зале Главного здания в Лаврушинском переулке открывается обновлённая экспозиция, посвящённая скульптуре эпохи классицизма.
Название русское:  Открытие обновлённой экспозиции скульптуры
Описание русское: 

В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке во 2-м зале открывается обновленная экспозиция, посвященная скульптуре эпохи классицизма.

Классицизм, основанный на использовании античного наследия, ориентированный на сильные чувства, пламенные порывы и гармоничные пропорции, нашел в творчестве отечественных скульпторов блестящее воплощение.

Вторая половина восемнадцатого столетия – это «золотой век» русской скульптуры. В этот период трудилась целая плеяда первых истинно русских, по-европейски образованных ваятелей, имена которых до сего дня составляют славу и гордость всей национальной русской скульптурной школы. Федот Шубин, Михаил Козловский, Иван Мартос, Иван Прокофьев, Федос Щедрин – каждый из них был носителем яркого, оригинального дарования, каждого отличала необычайная творческая активность. Их общими усилиями в России, где вплоть до середины ХVIII века не существовало скульптуры как самостоятельного вида искусства, в короткий срок были освоены, возведены на небывалую высоту и получили свое национальное осмысление все традиционные европейские жанры скульптуры – портрет, статуя, памятник, надгробие, декоративные и парковые формы. В создаваемые произведения русские скульпторы вложили не только серьезное и высокое понимание задачи, они сообщили им свой настрой, индивидуальное звучание.

Экспозиция знакомит зрителя с четырьмя основными темами, получившими свое развитие в период классицизма. Иван Петрович Мартос, вошедший в историю русского искусства как непревзойденный мастер мемориальной пластики, представлен в экспозиции безусловным шедевром – Надгробием княгини С.С. Волконской. Надгробие полно ясного пластического великолепия. Пространство прямоугольной мраморной доски свободно и гармонично заполнено идеально взвешенными массами фигуры плакальщицы, безупречны ее пропорции, полнокровны, наполнены живыми соками прекрасно сконструированные формы, богаты и значительны линейные ритмы струящихся складок, от которых словно исходит неизъяснимый еле слышимый шелест.

Творчество Михаила Козловского, которого современники часто называли «самой блестящей звездой в славном созвездии художественных имен ХVIII века» знакомит с мифологической темой в искусстве скульптуры того времени. Античный миф о дочери критского царя Миноса Ариадне положен в основу терракотового барельефа «Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос» (1780) М.И. Козловского, относящегося к раннему творчеству мастера. Барельеф демонстрирует блестящее исполнительское мастерство скульптора, удивительные способности лепщика, легкость, с которой он справлялся с трудной задачей построения

рельефа. К позднему периоду творчества М.И. Козловского относится совершенная по пропорциям и исполнению статуя «Амур со стрелой» (1797), идейно близкая произведениям европейского сентиментализма с его естественной природой и истинными чувствами. Идиллический античный мотив послужил поводом для создания образа, олицетворяющего гармонию и красоту.

Гордостью Третьяковской галереи является коллекция произведений Федота Ивановича Шубина. Непревзойденный мастер психологического портрета, Шубин выполнил десятки бюстов и для каждого находил свою композицию и особый ритмический рисунок. Парадные, эффектные, аристократичные произведения интересны с исторической и иконографической сторон. В экспозиции представлены портреты людей, составивших славу эпохи Екатерины II: героев-воинов братьев Орловых, братьев Чернышевых, Н.В. Репнина.

Отдельной темой зала проходит рассказ о видных деятелях науки и культуры И.И. Шувалове, Ф.Н. Голицыне, А.М. Голицыне.

Одной из жемчужин коллекции Третьяковской галереи является «Портрет князя А.М. Голицына» (1773) Ф.И. Шубина. Скульптор создал замечательный образ умного, исполненного величия и достоинства вельможи. Выставленный для обозрения в Академии художеств в 1773 году, портрет стал свидетельством появления в русском искусстве мастера мирового уровня и принес автору славу и признание. Виртуозная техника доведена в произведении до совершенства, обработка поверхности мрамора создает сложную игру светотени, сообщает образу Голицына живую трепетность.