Информация о проведении экскурсий и занятий в музее Подробнее
Новости

Спасение шедевра

25 мая 2018 года, в постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке было совершено нападение на одно из самых известных произведений русской живописи — картину Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Произошедшее заставило сотрудников и руководство Галереи пережить настоящий шок, но не парализовало работу музея. Были предприняты экстренные меры по спасению картины, выполнены процедуры, необходимые для следственных мероприятий, и проведен предварительный анализ состояния картины для определения последующих действий по обеспечению реставрационных работ.

Следуя принципам открытости, для предоставления общественности и средствам массовой информации достоверных и наиболее полных сведений о случившемся в первый рабочий день после нападения была созвана пресс-конференция. В ней приняли участие 17 телевизионных групп, а также представители более 30 онлайн- и печатных изданий. Около 2 часов специалисты и руководство Третьяковской галереи излагали хронику событий, рассказывали о характере повреждений картины, демонстрировали их на экране и отвечали на многочисленные вопросы представителей СМИ.

Чтобы разъяснить ситуацию сотрудникам музея, сразу после окончания пресс-конференции была проведена встреча с коллективом, на которой генеральный директор З.И. Трегулова и главный хранитель музейных предметов Т.С. Городкова подробно рассказали о нападении и о планах музея по спасению полотна. Отношение к покушению на шедевр И.Е. Репина как к личной трагедии, понимание беспрецедентной сложности ситуации мобилизовали и сплотили коллектив музея.

Акт вандализма очень многие люди и вне музея восприняли как личную боль. Третьяковская галерея выражает искреннюю признательность простым гражданам, руководителям российских и зарубежных музеев, представителям музейного сообщества, друзьям и партнерам Галереи — всем, кто высказал слова поддержки, предложил помощь, просто сопереживает общей беде, кто выступает против агрессии и воинствующего невежества, которые в наше время становятся нормой жизни. Особая благодарность — Сбербанку России, первым обратившемуся в музей с предложением финансовой помощи для реставрации картины. Он берет на себя материальную поддержку всего процесса технико-технологических исследований полотна и его восстановления.

Принимая во внимание широкий общественный резонанс случившегося события, ценность произведения «Иван Грозный и сын его Иван…» для истории русского искусства, беспокойство о состоянии картины и ее дальнейшей судьбе со стороны самых разных людей — от специалистов до обычных посетителей музея и любителей искусства, находящихся во всех концах света, — мы создаем на сайте Третьяковской галереи специальную страницу «Спасение шедевра». Она будет периодически пополняться оперативной информацией об основных этапах исследований и реставрации произведения, а также содержать исторические, архивные материалы. Мы намерены быть максимально открытыми и регулярно публиковать новости для всех, кому небезразлична судьба шедевра И.Е.Репина, на сайте и страницах музея в соцсетях.

За прошедший со дня трагедии месяц проведена большая работа. Практически сразу после выполнения «по экстренному протоколу» неотложных аварийных работ картина была размещена в реставрационной мастерской музея на реставрационном столе под специально изготовленным защитным коробом, обеспечивающим безопасное и стабильное хранение полотна. Авторская художественная рама, получившая значительные повреждения лепнины, была перенесена в мастерскую реставрации рам. Начались консультации специалистов музея, тщательные осмотры, анализ всей реставрационной истории картины с обращением к архивным материалам. Был проведен Реставрационный совет, утверждена программа первого этапа консервационных мероприятий, которые позволят начать этап исследований произведения. Также проведены консультации с коллегами из других институций, намечен круг вопросов, которые предстоит решать в процессе восстановления картины.

Нанесенные полотну повреждения затронули не только живопись, но и холст, серьезно травмировали все произведение в целом. Удары по картине привели к возникновению скрытых повреждений и спровоцировали проблемы, связанные с известной с давних времен «хронической болезнью» картины, — слабой связью живописи с грунтом и постоянной угрозой образования осыпей красочного слоя.

Многие десятилетия картина находилась под особым наблюдением реставраторов. Однако несколько поколений реставраторов Третьяковской галереи воздерживались от кардинального лечения «болезни» из-за сложности задачи, отсутствия соответствующих технологий и инструментария. Периодически проводились только точечные укрепления красочного слоя. Был выработан и строго соблюдался специальный режим бытования картины в музее — хранение-экспонирование на одном месте, полный запрет на любые перемещения и постоянное нахождение полотна под стеклом для защиты от температурно-влажностных колебаний.

Сейчас перед специалистами музея стоит сложная задача — реставрировать не только повреждения, нанесенные вандалом, но и на новом этапе развития технологий глобально решить проблемы состояния полотна, излечив его от старой «болезни» и обеспечив его сохранность для будущих поколений.

Большой размер картины, особенности многослойной техники живописи И.Е.Репина, непростая история произведения — все это определяет уникальную по своей сложности задачу предстоящей реставрации. Как того требуют современные стандарты в музейном мире и в области сохранения культурного наследия, разработка программы реставрации сопровождается рядом условий. Поэтому весь прошедший с момента нападения период в музее шла работа по составлению плана исследований, призванных собрать максимально подробный материал о технологии картины для ее восстановления.

Для проведения реставрации необходим выбор изолированного помещения, отвечающего самым строгим требованиям сохранности и рабочих процессов. Изыскиваются возможности для приобретения специального оборудования, которое позволит обеспечить требуемый результат. Прорабатывается концепция будущего экспонирования картины. Переговоры с производителями музейного стекла, которые Третьяковская галерея ведет постоянно, скорректированы после произошедшего нападения: идет анализ предложений по изготовлению специального стекла с антивандальными свойствами.


Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них


1. Почему картина была защищена антибликовым стеклом без антивандальной пленки на нем?

Антивандальная пленка в музеях России и за рубежом не используется для защиты произведений искусства, так как она искажает изображение. В мировой музейной практике остекление материалами с антивандальными характеристиками — исключительные и единичные случаи. Главные задачи музейного экспонирования — обеспечение наиболее естественного восприятия произведений искусства и создание защиты от температурно-влажностных колебаний и ультрафиолетовых лучей. Этим задачам наиболее адекватно отвечает современное антибликовое стекло. Именно им музей планомерно остекляет экспонаты.

2. Почему картина не была застрахована?

В соответствии с российским законодательством произведения искусства, находящиеся в постоянных экспозициях государственных музеев и хранящиеся в их запасниках, не страхуются. Страхованию подлежат произведения, покидающие стены музеев и отправляющиеся на выставки.

3. Каким образом появилось упоминание суммы в 30 млн. рублей и что она означает?

Эта сумма была озвучена прокурором в ходе судебного заседания как «оценочная стоимость нанесенного ущерба произведению» и, очевидно, будет уточняться. Важно, что эта сумма не имеет никакого отношения к сумме, необходимой для проведения работ по реставрации картины.

4. Будет ли картина возвращена в постоянную экспозицию Третьяковской галереи после окончания реставрационных работ?

Да, обязательно. После завершения масштабных реставрационных работ картина вернется в постоянную экспозицию Третьяковской галереи, на свое прежнее место в зале И.Е. Репина, и будет экспонироваться только в антивандальной капсуле.

5. Усилены ли меры безопасности в музее в целом?

Да, усилены. В Третьяковской галерее работают как подразделение Росгвардии, так и собственная служба безопасности. После произошедшего сотрудники этих структур работают во всех зданиях музея в усиленном режиме.

6. Сколько времени займет реставрация картины?

Ответить на этот вопрос пока невозможно, так как сначала необходимо провести комплексные технико-технологические исследования полотна. Только на основе полученных результатов появится возможность прогнозировать ход и длительность реставрационных работ. Одно можно сказать определенно — это потребует длительного времени, больших усилий множества специалистов и сотрудничества с другими профильными институциями.


Экспозиция Третьяковской галереи. Зал № 8 с картинами И.Е. Репина. 1902. Москва. Фотоателье Шерер, Набгольц и К°».​.jpg

Экспозиция Третьяковской галереи. Зал № 8 с картинами И.Е. Репина. 1902. Москва. Фотоателье «Шерер, Набгольц и К°».​

И.Е.Репин всегда внимательно относился к историческим фактам, к которым он обращался в своих работах. Художник интересовался современными ему научными исследованиями, знакомился с изображениями, передающими облик исторических лиц, изучал и зарисовывал подлинные предметы и интерьеры.

Однако эти материалы оставались для Репина лишь важными источниками, питающими его творческую фантазию. Художник никогда не ограничивался созданием иллюстраций исторических событий. Каждый раз он ставил перед собой более глубокие задачи — стремился понять суть происходящего, постичь неоднозначные характеры исторических персонажей, мотивы их поступков, а также передать сложнейшие эмоциональные состояния героев.

Над картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Репин работал в 1883–1885 годах. Художник обращался к трудам наиболее влиятельных историков XIX века, и в нашем официальном блоге мы приводим отрывки из них


Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×