Шакен Кенжетаевич Айманов
Родился 15 февраля 1914 года в Баянауле (современная Павлодарская область Казахстана). В 1931-1933 годах учился в Казахском институте просвещения в Семипалатинске.
С 1933 года работал в Казахском театре драмы (ныне Казахский академический театр драмы имени М. Ауэзова), где сыграл свыше ста ролей, в том числе Петруччио («Укрощение строптивой»), Хлестакова («Ревизор»), Кодара («Қозы Көрпеш - Баян Сұлу») и др. Здесь же им была осуществлена постановка нескольких спектаклей в том числе – «Таланты и поклонники» А. Островского, «Трагедия поэта» Г. Мусрепова и др. Каждая сценическая работа Айманова – и в современном, и в классическом репертуаре – становилась событием в культурной жизни страны, спектакли с его участием проходили при аншлагах.
В 1940 году режиссер «Ленфильма» М. Левин приглашает Айманова на роль Сарсена в фильме «Райхан». Это был первый фильм на казахскую тематику, поставленный по сценарию, написанному Мухтаром Ауэзовым. Затем Айманов сыграл роль фронтовика в фильме «Белая Роза» (ЦОКС, 1942), роль ученика Абая Шарипа в фильме «Песни Абая» (1946), роль Досанова в фильме «Золотой рог» (1948).
В 1953 году на экраны выходит фильм «Джамбул», где 38-летнему актеру довелось играть и только что вступившего в жизнь юношу и великана казахской народной поэзии, почти столетнего Джамбула. Эта первая крупная роль в кинематографе принесла актеру не только широкую известность, стала эталоном «национального характера», но и позволила ему ближе познакомиться с особенностями кинопроизводства, полнее оценить возможности киноэкрана и предопределить его дальнейшую творческую судьбу.
Профессиональный рост Айманова в кино поражал стремительностью, его яркие актерские и режиссерские работы быстро получили всенародное признание.
В 1954 году на экраны выходит его режиссерский дебют – фильм «Поэма о любви».
За полтора десятилетия работы в кино он снял более десяти художественных фильмов, которые по праву вошли в Золотой фонд национальной кинематографии. С 1953 года вплоть до безвременной кончины в 1970 году, Шакен Айманов был бессменным художественным руководителем национальной киностудии, постоянно работал как сценарист, актер и режиссер, возглавлял созданный им Союз кинематографистов Казахстана.
Для творчества Айманова характерен пристальный интерес к современности, жанровое разнообразие. Более половины его фильмов созданы на послевоенном материале. Его картины ярко освещали тему интернационализма, дружбы народов. Сам превосходный актер, он стремился раскрыть тему фильма в первую очередь через образы людей. Последняя его работа – историко-революционный, приключенческий фильм «Конец атамана». Следующей работой должна была стать экранизация романа «Абай» классика казахской литературы Мухтара Ауэзова…
В КПСС состоял с 1940 года. Избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР 4-го и 7-го созывов. В 1947 году Шакену Айманову было присвоено звание Народного артиста Казахской ССР, в 1959 году звание Народного артиста СССР; в 1952 году за постановку спектакля «Абай» ему была присуждена Государственная премия СССР; дважды удостоен Государственной премии Казахской ССР, награжден орденом Ленина, другими орденами и медалями. В 2007 году ему присвоен титул «Экран Шебері».
В Алматы именем Шакена Айманова названа улица и киностудия «Казахфильм» (1984 г.). На доме, где жил Шакен Айманов, и на здании киностудии установлены мемориальные доски. При киностудии создан музей-кабинет Айманова. В городе Павлодар открыт кинотеатр имени Шакена Айманова.
Айманов – режиссёр
- 1954 «Дочь степей» (совместно К. Гаккелем);
- 1954 «Поэма о любви» (совместно К. Гаккелем);
- 1956 «Мы здесь живем» (совместно М. Володарским);
- 1957 «Наш милый доктор»;
- 1961 «В одном районе»;
- 1961 «Песня зовет»;
- 1962 «Перекресток»;
- 1964 «Безбородый обманщик»;
- 1966 «Земля отцов»;
- 1968 «Ангел в тюбетейке»;
- 1970 «Конец атамана».
Айманов – актёр
- 1938 «Амангельды» – эпизод;
- 1940 «Райхан» – Сарсен;
- 1943 «Белая роза» – фронтовик;
- 1945 «Песня Абая» – Шарип;
- 1948 «Золотой рог» – Жакен Досанов;
- 1953 «Джамбул» – Джамбул;
- 1956 «Мы здесь живем» – Беисов;
- 1957 «Наш милый доктор» – эпизод;
- 1961 «В одном районе» – Сабир Баянов;
- 1964 «Безбородый обманщик» – Алдар Косе;
- 1969 «У подножья Найзатас» – Бейсембай.
Айманов – сценарист
1968 «Ангел в тюбетейке» (совместно с Я. Зискиндом).
Айманов – художественный руководитель:
- 1959 «Дорога жизни»;
- 1966 «Крылья песни».
Призы и награды
- 1952 Сталинская премия (за театральную работу);
- 1958 Всесоюзный кинофестиваль (Третья премия, фильм «Мы здесь живем»);
- 1958 Международный кинофестиваль стран Азии и Африки в Ташкенте (Памятный диплом участия, фильм «Наш милый доктор»);
- 1959 Всесоюзный кинофестиваль (Поощрительный диплом, фильм «Наш милый доктор»);
- 1963 Смотр-конкурс кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана (За лучшую режиссерскую работу, фильм «Перекресток»);
- 1967 Государственная премия Казахской ССР имени Байсеитовой (За художественное руководство, фильм «Крылья песни»);
- 1969 Смотр-конкурс кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана (Диплом, фильм «Ангел в тюбетейке»);
- 1972 Государственная премия Казахской ССР имени Байсеитовой (фильм «Конец атамана», посмертно);
- Орден Ленина;
- Орден Трудового Красного Знамени;
- Два ордена «Знак Почёта».