Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
события за месяц

ПУТЕШЕСТВОВАТЬ И РИСОВАТЬ. Рисунки европейских мастеров из Лувра и Музея Орсе. 1580–1900

22 сентября 2010 — 14 ноября
 

Министерство культуры РФ | Государственная Третьяковская галерея | 
Культюрфранс | Лувр | Музей Орсе

Лаврушинский, 12, Инженерный корпус, 2-й этаж (режим работы и схема проезда)
цены на билеты в Инженерном корпусе

В рамках года Франции–России 2010

Выставка впервые в России показывает рисунки европейских мастеров, крайне редко покидающие стены двух знаменитых музеев. Даже посетителям Лувра и музея Орсе эти работы на бумаге доступны лишь на временных выставках или по предварительной договоренности. Богатство и разнообразие графического фонда крупнейших музеев Франции позволило выбрать тему путешествий, близкую художникам разных эпох и всегда интересную зрителю.

Камиль Писсаро (1830–1903).
Улица в пригороде Лондона. 1871
Странствия художников играли важную роль в культурном обмене и накоплении знаний. Страстная жажда новых впечатлений, тяга к приключениям, радость открытия мира объединяла и великих мастеров – Н.Пуссена, А.Ван Дейка, П.П.Рубенса, Ж.-Л.Давида, и менее известных российскому зрителю Ж.-Ф.Амана, Л.Н. ван Бларенберга, Н.Периньона, Ж.-П.Уэля и других художников, работы которых представлены в Третьяковской галерее.

Экспозиция построена по хронологическому и тематическому принципам и включает несколько Блог разделов: "XVII век и зарождение научной мысли", "XVIII век: между реальной и воображаемой античностью", "Романтические путешествия начала XIX века", "В поисках заветных берегов и экзотических стран". Такая подача материала позволяет проследить, как менялись направления, цели и характер путешествий художников, что отражалось не только на выборе изобразительного мотива, но на стиле и технике исполнения произведений.

Центром притяжения для художников XVI–XVIII веков была Италия, где соседствовали христианская и античная культура. Ярким свидетельством такого интереса могут служить работы Яна Брейгеля Старшего "Храм Януса и собор Сан-Джорджио-ин-Велабро в Риме" (ок. 1593) и "Вид каскадов Тиволи" (1593), ставшие своеобразным эпиграфом выставки. Именно североевропейские живописцы создают в Италии особый жанр пейзажа, высоко ценимый со второй половины XVI века. В XVII столетии путешествие в Рим было столь традиционным, что "колонии" иностранных художников занимали целые кварталы. При Людовике XIV была учреждена Французская академия в Риме, с деятельностью которой связаны имена Ю.Робера, Ж.-О.Фрагонара, Ш.-Ж.Натуара. Плоды получаемого здесь художественного образования в полной мере проявятся в XVIII веке.

Питер Пауль Рубенс (1577–1640).
Император Август и Тибурская
Сивилла по Порденоне.
Около 1607–1608
Начиная с XVII века, все большее число научных экспедиций и дипломатических миссий снаряжалось с участием художников, чьей задачей было запечатление новых, дотоле неведомых мест, их реалий и обычаев. На основе привезенных из поездок рисунков издавались гравюры, что прививало в обществе вкус к страноведению. Развитие археологии в начале XVIII века также способствовало расширению географии путешествий художников. В поездках в Грецию были исследованы и зарисованы античные памятники, открыты храмы Пестума. Вышедшие на основе набросков художников издания имели грандиозный успех, породив моду на стиль à la Grecque, господствовавший в декоративном искусстве и в архитектуре Франции в 1760-е годы.

Наполеоновские походы раздвинули культурные горизонты европейцев. Египетская кампания способствовала естественнонаучным исследованиям, развитию исторической науки, археологии, расширению торговых связей, и через 20 лет "Восточное направление" стало главным для путешествующих художников. А.Доза, Д.Папети, П.Мериме отправляются в Александрию, в Грецию, в Палестину (Э.Делакруа "Молодой араб в своем жилище", 1832; "Марокко. Лагерь", 1832; А.Монфор "Ворота в крепостной стене Бейрута", 1837). В череде открытий дальних стран не была забыта и Россия. "Русские сюжеты" Ж.-Б.Лепренса (ок. 1750), выполненные в технике сепии, сангины, итальянского карандаша, имели большой успех во Франции и пробудили интерес к России у французских энциклопедистов. 

В начале XIX века в самой Европе еще оставались области, практически не исследованные художественно: французская провинция, английская деревня и маленькие немецкие города. Следом за художником Р.П.Бонингтоном (выходцем из английской семьи, обосновавшейся во Франции), живописцы открывали красоту западных берегов Франции. Возрос интерес к памятникам Средневековья, чудом уцелевшим во время Французской революции. В 1825 году Виктор Гюго писал в памфлете "Война разрушителям": "Если и дальше положение вещей не изменится, то у Франции в скором времени не останется ни одного национального памятника, кроме описанных в "Иллюстрированных романтических путешествий по старой Франции", где соперничают в изяществе, воображении и поэзии карандаш Тейлора и перо Ш.Нодье…". Результатом упорных усилий барона И.Тейлора и его друзей и неустанных действий Мериме, прибегнувшего для этих целей к своим связям при дворе Наполеона III, стало создание службы охраны исторических памятников прошлого. Многие архитектурные сооружения не уцелели в мировых войнах ХХ века и известны нам только по изображениям (А.Доза "Реймский собор", около 1830; Э.Изабэ «Замок Витре», между 1850–1860).

Гюстав Доре (1832–1883).
Восхождение на Монт Сервен. 1865
Вторая половина XIX века представлена на выставке работами К.Писсаро, К.Моне, П.Гогена, П.Синьяка из собрания Музея Орсе. В это время поездки в страны Дальнего Востока – Китай, Японию, на острова Океании, встреча с новыми экзотическими традициями оказали влияние на сложение новых художественных форм.

Несомненно, художники путешествовали не больше, чем другие европейцы. Однако их роль в открытии и постижении различных культур оказалась первостепенной. В далеких странствиях рисунок был их основным инструментом фиксации новых впечатлений, о чем свидетельствует множество блокнотов с зарисовками. Художник с его природной любознательностью и непосредственностью был во все времена неким катализатором стремлений человечества к исследованию нового, способствуя толерантности и гуманизму.

Выставка – изысканный графический подарок Лувра и Музея Орсе – важный этап в развитии графического проекта, который реализуется в Третьяковской галерее в течение последних двадцати лет. В нем уже принимали участие российские музеи. Теперь проект приобрел международное звучание: знаменитые коллекции позволили расширить географические рамки искусства рисунка для нашего зрителя.

Генеральный спонсор Спонсор

 

Спонсоры Года Франции-России 2010
Информационный партнер

 Информационная поддержка