Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
события за месяц

Программа "Третьяковская галерея открывает свои запасники" КАРАНДАШНЫЙ РИСУНОК: ОТ ОРЕСТА КИПРЕНСКОГО ДО КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА

29 октября 2010 — 17 апреля 2011

 
Лаврушинский, 10, залы № 49–54

Третьяковская галерея представляет очередную, четвертую, выставку цикла "Техники и материалы графики", которая посвящена одной из древнейших и наиболее изысканных изобразительных техник – карандашному рисунку. Богатство карандашных рисовальных техник, многоликость способов и приемов рисования раскрывают перед художником бесконечные возможности для импровизации.

Серов В.А.
Портрет Т.П.Карсавиной. 1909
Экспозиция знакомит зрителя с избранными шедеврами графического собрания Галереи, выполненными различными видами карандашей – графитным, угольным, итальянским, сангиной, цветными карандашами – знаменитыми мастерами рисунка – А.Орловским, О.Кипренским, А.Венециановым, К.Брюлловым, А.Ивановым, П.Федотовым, А.Саврасовым, И.Шишкиным, И.Репиным, В.Серовым, М.Врубелем, К.Сомовым, Ф.Малявиным, Б.Григорьевым, К.Малевичем.

Рисунок карандашом – начало всех изобразительных искусств. Без карандаша не обходится ни один художник. Само слово "карандаш" произошло от тюркского "kara tash" – черный камень. Способность "быстрого реагирования", портативность и мобильность дают ему преимущество перед другими техниками и инструментами. Неразлучный спутник художника – карандаш фиксирует рождение замысла и этапы его дальнейшего формирования. В то же время рисунок существует как самостоятельный вид искусства, имеющий свой язык, свои специфические законы и свою историю.

У карандаша множество разновидностей – серебряный, свинцовый, графитный, итальянский, восковой, цветной, литографский и другие, а также широкий круг родственных материалов, работа которыми объединяется понятием "сухих рисовальных" техник – уголь, сангина, соус. Приемы работы этими материалами разнообразны, в них ярко проявляется индивидуальность мастера, его темперамент, чувство формы, природная одаренность и уровень профессионализма.

Бруни Ф.А. Портрет княжон
Прасковьи, Надежды
и Марии Вяземских. 1835
Из широкого спектра разновидностей карандаша и способов работы ими каждая эпоха выбирала наиболее созвучные ей. Классицизм ценил строгую красоту линейного рисунка, романтизм – живописность штриха и контрастные сопоставления,  художники-передвижники воспринимали карандаш как "скромного труженика", эпоха модерна возвратила самодостаточность линии и придала эстетическую ценность самому процессу рисования.

Третьяковская галерея обладает уникальным собранием рисунков русских художников, которое достаточно полно и разнообразно отражает развитие этого вида изобразительного искусства в России. Экспозиция, включающая более 250 произведений, позволяет поэтапно проследить этот процесс.

На выставке представлены редкие листы XVIII века, выполненные популярными тогда, а ныне практически вышедшими из употребления, серебряным карандашом, оставляющим на бумаге слабый серебристый след, и свинцовым, который отличает темно-серый тон с легким металлическим отливом.

В первой половине XIX века у русских художников распространение получили два карандаша – итальянский и графитный. У так называемого «итальянского карандаша», пришедшего к нам из Италии, – мягкий грифель, обладающий матовой бархатистостью и насыщенностью черного тона, придающими рисунку особое благородство и теплоту. Итальянский карандаш хорошо передает легкую расплывчатость очертаний и нежную дымчатость светотени.

Врубель М.А. Дерево у забора. 1904
На выставке можно увидеть карандашные портреты О.Кипренского, А.Орловского, В.Тропинина, Ф.Бруни и целой плеяды мастеров этого жанра. У графитного карандаша грифель разной степени твердости и интенсивности, создающий на бумаге сероватый тон с легким отблеском. Строгие линии графитного карандаша сообщают рисунку четкость и твердость. Примеры совершенных по мастерству и разнообразных по манере рисунков графитным карандашом на выставке представляют произведения А.Саврасова, В.Серова, Б.Кустодиева, Б.Григорьева, К.Сомова.

В конце XIX века в арсенале рисовальщиков наряду с черным и графитным появляются цветные карандаши (в рисунках Л.Бакста, К.Сомова, В.Серова, М. Врубеля). Более других рисунку цветными карандашами отдал дань Ф.Малявин, известный своими экспрессивными рисунками, на которых в буйстве цветных линий и штрихов "оживают" его знаменитые "бабы".

По своим выразительным возможностям и принципам работы карандашам близки такие техники как уголь, мел, соус, пастель. Необычайная мягкость и сыпучесть этих материалов придают рисунку особую красоту. Свободные размашистые рисунки сангиной, дополненные мелом или углем, выглядят экспрессивно и живописно. Уголь своей глубокой чернотой создает большую, чем итальянский карандаш, насыщенность светотени и глубину тона, имеет большие возможности для передачи живописных эффектов.

Разнообразие изобразительных возможностей карандашного рисунка в полной мере демонстрируется на выставке, позволяя как широкому кругу зрителей, так и знатокам и "гурманам" рисунка обогатить свое представление о рисовальных техниках и получить настоящее наслаждение от графических шедевров русского искусства.

Выставка организована при поддержке Ивана Павловича Кардашиди

Информационный партнер

Информационная поддержка