Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
события за месяц

"БЕСКОНЕЧНАЯ ТАТЛИН ЧАША ВЕЛИКОГО". Посвящение Владимиру Татлину

5 октября 2011 — 26 февраля 2012

Министерство культуры РФ | Государственная Третьяковская галерея |

SEPHEROT Foundation (Лихтенштейн)

Крымский Вал, 10, залы № 13

РЕЖИМ РАБОТЫ И СХЕМА ПРОЕЗДА
Пресс-конференция 4 октября в 14.00
Вернисаж 4 октября в 16.00

 

 

Владимир Евграфович Татлин (1885–1953) – ключевая фигура русского авангарда, "изобретатель" новых форм искусства, один из основоположников конструктивизма. С его именем связаны самые смелые и фантастические эксперименты в русском искусстве ХХ века, объединившие пластические и пространственные формы, художественные и утилитарные свойства материалов, давшие возможность полностью разрушить иллюзорность живописной плоскости и вывести ее в реальное трехмерное пространство.

Башня III Интернационала
"Бесконечная Татлин Чаша Великого, не выпить не только ему – одному поколению". Эти слова Н.Пунина обращают искусство В.Татлина в будущее, подчеркивая особую емкость его идей и саморазвитие форм, живущих в природе и в искусстве.

Татлин – один из самых мифических художников ХХ века. Судьба его наследия драматична. Практически все его экспериментальные произведения утрачены и известны нам по фотографиям и описаниям современников. Сохранились лишь два подлинных контррельефа и одна из моделей Летатлина. Вот почему изучение творчества Татлина в последние десятилетия как в России, так и за рубежом тесно связано с проблемой реконструкций его произведений.

Задача настоящей выставки – показать главные, пусть немногочисленные произведения Татлина периода его новаторских исканий и экспериментов. В экспозицию вошло около шестидесяти произведений художника 1900-х – 1920-х годов из коллекций Третьяковской галереи, Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина и частных собраний Москвы. Это живописные, графические и театральные работы, а также реконструкции наиболее значительных произведений Татлина, не сохранившихся до наших дней.

Продавец рыб. 1911
Ранний период в творчестве Татлина связан с живописью. Недолгое пребывание в Училище живописи ваяния и зодчества в Москве, учеба в Пензенском художественном училище, общение с Ларионовым сформировали Татлина как блестящего живописца и рисовальщика. Тонкий наблюдатель природы и исследователь натуры, коснувшийся иконописи и древнерусской фресковой живописи в начале своего пути, "глубоко зачерпнувший кубизм" и почувствовавший стихию народного театрального действа, он создал свой синтетический язык живописи, выделивший его среди всех современных ему "измов".

Живописных работ 1910-х годов, времени активного участия Татлина в авангардном движении, в выставках "Бубнового валета", "Союза молодежи", Первой футуристической выставке "Трамвай В", "0,10" не много. На выставке представлены "Натурщица" (1913, ГТГ), "Букет" (1911, ГТГ), "Портрет художника М.Фабри" (около 1910, РГАЛИ). Графика тех лет, вошедшая в экспозицию, позволяет проследить, как художник приходит к свободной пружинистой линии, обобщенности форм: "Поднимающий спички" (ок.1910. Бумага, тушь. ГТГ), "Портрет К.С.Малевича" (1912–1913. Бумага, карандаш. РГАЛИ).

Контррельеф (Материальный
подбор). 1916
Увлекшись экспериментами и "материальными подборами", Татлин в 1914 году перестал заниматься живописью (вплоть до 1930-х годов, когда вновь возвратился к ней после завершения работы над Летатлиным). Это совпало с его возвращением из Европы, участием в Русской кустарной выставке в Берлине и посещением Парижа, где Татлин познакомился с Пикассо. В мае 1914 года он организовал "Первую выставку живописных рельефов" в мастерской на Остоженке с установочным лозунгом: "Ставим глаз под контроль осязания". Экспонируемый "Контррельеф. Материальный подбор" (1916. ГТГ) – одна из немногих сохранившихся оригинальных работ художника.

Изобретенные Татлиным "Живописные контррельефы", модель грандиозного Памятника III Интернационалу, утопический проект летательного аппарата Летатлин, сделавшие его имя всемирно известным, соседствуют в его практике с моделированием предметов повседневного быта. Касаясь всех сторон бытия, сопровождающих жизнь человека от рождения до смерти, Татлин формирует современный быт, очищенный от стилизации и эстетики прошлых эпох, принося в него чистоту и лаконичность линий и форм большого нового искусства. Реконструкции предметов чайного сервиза (1923, реконструкция 2004), длинных санок (1927–1929, реконструкция 2007), консольного стула (1929, реконструкция 1986) – яркие образцы интеграции искусства в повседневную жизнь. Как и другие представители "производственного искусства" (В.Степанова, О.Попова, А.Экстер), Татлин разрабатывал модели повседневной женской и мужской одежды, реконструкции которых также войдут в экспозицию.

Натурщица. 1913
Двигаясь в направлении поиска синтеза форм в пространстве, В.Татлин много работал для театра. На выставке будут представлены листы его ранних эскизов, выполненных для постановки спектакля "Царь Максимьян и ево непокорный сын Адольфа" (1911), а также большая серия театральной графики для оперы М.И.Глинки "Жизнь за царя" (1913). Новаторский спектакль "Зангези" по произведению В.Хлебникова, с которым В.Татлина связывала дружба, своим языком и формой предвосхитил современный театр. В экспозицию войдут эскизы декораций и костюмов "Смех" (1923), "Горе" (1923) и другие, некоторые из них можно будет увидеть воплощенными в материале благодаря современным реконструкциям (реконструкции костюмов "Горе", "Смех", "Солдат-эпилептик" выполнены Мастерской культуры материалы под руководством Д.Н.Димакова (г. Пенза).

Одновременно с выставкой В.Татлина в Третьяковской галерее презентуется "Рабочий клуб" А.Родченко. Неслучайным является соседство проектов, которые, дополняя друг друга, отражают важные принципы конструктивизма начала ХХ века, возводившего категорию функционального на уровень эстетического.

Особым дополнением проекта, соответствующим синтетической природе татлинского дарования, является исполнение на вернисаже музыкальной композиции "Контррельефы Звука" Владимира Тарасова (Литва) совместно с хором музея-храма Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

Информационный партнер

Информационная поддержка