Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
события за месяц

АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА. Шедевры из музеев Сицилии

10 сентября 2011 — 20 ноября
 
   
Assessorato regionale dei Beni
Culturali e dell’Identità siciliana
                                          Год итальянской культуры и
итальянского языка в России

                           Министерство культуры РФ | Государственная Третьяковская галерея |
Посольство Италии в РФ | Область Сицилия |
Областной Асессорат по культурному наследию Сицилии

Лаврушинский, 10, залы № 46-48

СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ
Пресс-конференция 9 сентября в 14.00

Антонелло да Мессина (ок.1425/1430–1479) – знаковая фигура в искусстве Раннего Возрождения. В российских музейных собраниях нет ни одной работы этого выдающегося художника итальянского Ренессанса, поэтому выставка даже четырех произведений Антонелло да Мессина в Третьяковской галерее является важным фактом художественной жизни и значимым событием Года итальянской культуры и итальянского языка в России.

Святой Григорий Великий.
Около 1473
Творчество Антонелло да Мессина представляет "самый убедительный и органичный синтез из элементов нидерландской и итальянской художественной культуры, синтез, который можно смело отнести к числу высочайших достижений кватроченто" (В.Н.Лазарев).

Путешествие четырех произведений Антонелло да Мессина из Сицилии в Москву (причем три из них впервые вывозятся за пределы Италии!)  позволит зрителям сопоставить русскую и итальянскую культуры, далекие географически, но при этом объединенные общей художественной памятью о влиянии византийского искусства. 

Именно в ранних работах Антонелло да Мессина, которые будут представлены на выставке, можно увидеть  признаки общей византийской наследственности с русскими иконами XV–XVII веков.

В изучении творчества Антонелло да Мессина неизменно встает вопрос о художественных влияниях разных культур. В XV веке город Мессина, родина художника, находился на перекрестке торговых путей, соединяющих Восточное Средиземноморье с окраинами Западной Европы. Начальное образование художник получил, вероятно, в мастерской отца, который был резчиком по камню и ювелиром.

Святой Августин. Около 1473
Но маленький город мало что мог дать юному художнику в отличие от Неаполя, столицы королевства и центра "Средиземноморского Возрождения", признанного места распространения фламандской, испанской и французской живописи. Именно в Неаполе в период с 1445 по 1455 год началась настоящая карьера Антонелло при дворе короля Альфонсо Арагонского (1442–1458), который слыл хитрым и ловким политиком, стремящимся окружить свой престол ореолом "просвещенного монарха".

Таким образом, Антонелло, не выезжая за пределы Неаполитанского королевства, имел возможность ознакомиться со всеми тонкостями нидерландской живописи, которая была в большом почете при дворе.

В 1457 или в 1460 году (существуют противоречивые документы) художник снова вернулся в Мессину, где обзавелся своей мастерской и работал самостоятельно. Исследователи предполагают, что Антонелло да Мессина мог в этот период посетить Рим. Известно, что в период между 1460 и 1465 годами художник работал в родном городе, что следует из сохранившихся документов о заказах.

Учитывая, что все работы этого периода утрачены, двусторонняя доска "Мадонна с благословляющим Младенцем и преклоняющимся францисканцем" с "Се человек" на оборотной стороне (дерево, темпера. 16х11,9. Областной музей "Мария Аккашина", Мессина), представленная на выставке, является одной из немногих сохранившихся ранних работ Антонелло да Мессина.

Святой Иероним. Около 1473
Исследователи относят ее к периоду между 1465 и 1470 годами. Очень вероятно, что она была частью небольшого переносного алтаря. Эта работа была приобретена в 2003 году в частной немецкой коллекции и передана в региональный музей в Мессине.

Еще три доски – с изображением святого Иеронима, святого Григория Великого и святого Августина (холст (переведено с дерева), темпера. 39х31, 46,5х35,5, 46,5х35,5. Областная галерея Сицилии Палаццо Абателлис, Палермо) – в 1952 году были расчищены реставраторами от поздних записей. 

Вместе с четвертой утерянной доской они, вероятно, составляли верхнее завершение многосоставного алтаря – полиптиха. Исследователи датируют эти работы 1473 годом.

Двумя годами позже Антонелло да Мессина приехал в Венецию, и полученные им заказы говорят о том, что он был уже признанным художником, чье творчество ценилось.

После знакомства с творчеством Андреа Мантеньи, Пьеро делла Франческа живописный язык Антонелло становится более монументальным, обобщенным.

Се человек. 1460–1465
С другой стороны, считается, что именно Антонелло да Мессина оказал влияние на североитальянских живописцев, в частности на Джованни Беллини, продемонстрировав возможности масляной техники в передаче свето-воздушной среды и тонких цветовых соотношений, что было крайне важным для венецианской живописи.

В сентябре 1476 года художник вернулся в Мессину, которую уже больше не покидал, до самой смерти в 1479 году работая над заказами. 

Несмотря на недолгую жизнь, он сумел впитать и органически переработать самые противоречивые идейные и художественные течения своего времени – и мир "бесконечно малых величин" нидерландцев, и спокойный монументальный язык Пьеро делла Франческа, и перспективные искания Мантеньи.

Выставка, организованная в рамках Года двустороннего культурного сотрудничества России – Италии 2011, подготовлена итальянскими исследователями совместно с сотрудниками Третьяковской галереи.

Небольшой, но информативный каталог выставки может послужить поводом для углубленного изучения многогранной и загадочной личности художника.

Цены на входные билеты

взрослые450 рублей
школьники, студенты300 рублей

для граждан России и стран СНГ:

взрослые230 рублей
учащиеся средних и средних специальных учебных заведений, пенсионеры, члены Союза краеведов РФ, Герои Советского Союза, Герои РФ, Полные кавалеры "Ордена Славы", преподаватели детских художественных школ системы МК РФ, студенты вузов РФ 100 рублей

Предоставляется право бесплатного посещения всех экспозиций Галереи (при предъявлении соответствующих документов)

Стоимость экскурсионного обслуживания на выставке складывается из цены экскурсионной путевки и входных билетов.

для взрослых:

группа до 5 чел.- 2150р. (1000р.- экскурсионная путевка + 1150р. групповой входной билет)
группа до 10 чел.- 3300р. (1000р. + 2300р.)
группа до 20 чел.- 5600р. (1000р. + 4600р.)

для учащихся средних и средних специальных учебных заведений:

группа до 20 школьников РФ + 2 взрослых – 3000р.
(1000р.- экскурсионная путевка + 2000р. – групповой входной билет)
Если количество учащихся в классе превышает 24 человека, необходимо приобрести 2 путевки (каждая – на 15 человек школьников + 2 взрослых). Стоимость каждой путевки – 2500 руб. (1000 руб. + 1500 руб.)

При оформлении экскурсии для группы посетителей, с которых не взимается входная плата, приобретается только экскурсионная путевка и выдаются входные билеты номиналом "бесплатно" в день проведения экскурсии при предъявлении соответствующих документов.

 Информационный партнер

Информационная поддержка