Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
события за месяц

АЛЕКСАНДР ЛАБАС. На скорости XX века

15 марта 2011 — 18 мая

Министерство культуры РФ | Государственная Третьяковская галерея | Фонд содействия сохранению творческого наследия Александра Лабаса

Крымский Вал, 10, залы № 80–82
(режим работы и схема проезда)

В полете. 1935
Третьяковская галерея в партнерстве с Фондом содействия сохранению творческого наследия Александра Лабаса представляют выставку одного из самых значительных и ярких художников советской эпохи, романтика индустриального прогресса и технических новшеств – Александра Аркадьевича Лабаса (1900–1983).

Работы А.Лабаса, экспериментатора и новатора в живописи, одного из учредителей Общества художников-станковистов (1925), в 1920–1930-х выставлялись на самых крупных выставках в стране и за рубежом, но после обвинения в формализме в середине 1930-х произведения мастера были "отлучены" от выставок и на десятилетия преданы забвению. Лишь на излете "оттепели", с 1966 года, они вновь стали доступны публике.

Художественный язык А.Лабаса начал формироваться в годы обучения в Строгановском художественно-промышленном училище (1912–1917). Юноша перенимал мастерство у живописцев-новаторов: в 1917 посещал студию И.Машкова, в 1918 – Свободные художественные мастерские, где его учителями были П.Кончаловский, К.Истомин, В.Кандинский, К.Малевич, А.Лентулов. После службы в Красной Армии, в 1921–1922 годах А.Лабас продолжил обучение во Вхутемасе, в основном занимаясь в мастерской Д..Штеренберга; в 1925–1929 уже сам преподавал там живопись на графическом и текстильном факультетах. Усвоив уроки беспредметного искусства, конструктивизма, европейского экспрессионизма, А.Лабас создал острый и самобытный живописный язык со свободной, эскизной манерой письма, где цвет – главное выразительное средство.

Метро. 1935
А.Лабасу, как и многим его современникам, был присущ интерес к аналитическому осмыслению пластических свойств живописи (характерно, что во Вхутемасе он преподавал композицию и цвет, а также цветоведение в физической лаборатории вместе с учеными-физиками). Отсюда поиски новых художественных приемов: "вибрирующих" света и цвета, необычных композиционных решений, ракурсов, подсказанных современными кино и фотографией. Позднее высказывание художника стало традиционней и сдержанней, сохранив колористическую прозрачность. Тема технического прогресса отступила, сменившись интересом к пейзажу и портрету. Но в последние годы жизни А.Лабас периодически стал обращаться к своим ранним художественным экспериментам.

"Александр Лабас. На скорости ХХ века" – первая персональная выставка мастера в Третьяковской галерее. Она приурочена к прошедшему в 2010 году 110-летию со дня его рождения. Для показа выбрана самая яркая и характерная для А.Лабаса тема, ставшая его "визитной карточкой", – тема скорости, полета, движения в пространстве. Работа над передачей этих образов продолжалась в течение всей жизни художника, но наиболее выразительные, ставшие знаковыми произведения данной тематики относятся к авангардным экспериментам А.Лабаса 1920-х – 1930-х годов. Именно этот, лучший и наиболее плодотворный период творчества художника стал центральным на выставке.

В экспозицию включено около 150 произведений живописи и графики из собрания Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ имени А.С.Пушкина, Театрального музея имени А.А.Бахрушина и из коллекции наследницы художника О.Бескиной-Лабас.

Октябрь в Ленинграде. 1928
Разделы экспозиции выстроены тематически. Большинство из них связаны с главной темой выставки – движение: в полете ("В кабине аэроплана", 1928, ГТГ; "Дирижабль и детдом", 1930, ГРМ; "Дирижабль над городом", 1932, ГМИИ), в водной стихии (серия "Крым", 1929–1939; "Катер с новыми пассажирами", 1936, ГРМ), в метро ("Строительство метро", 1933, ГРМ; "Метрострой", 1933, ГТГ), в автомобиле ("Скорая помощь", 1959, "Водитель машины", 1962, обе – собрание О.Бескиной-Лабас); в поезде ("Первый паровоз на Турксибе", 1931, ГТГ; "Поезд идет", 1929, ГРМ; "Едут", 1928, Собрание О.Бескиной-Лабас). Один из виднейших русских "постфутуристов", А.Лабас вместе с соратниками по группе ОСТ создал "романтический эпос" о социалистической утопии.

В изображении дирижаблей, самолетов, паровозов, автомобилей художника интересуют не их технические особенности, а чувство радости и удивления от новых, незнакомых ранее человеку впечатлений от "чуда" полета, преодоления пространства с большой скоростью. Акварельно-прозрачная рафинированная живопись А.Лабаса очень точно передает ощущение высоты, динамики, движения воздуха.

Раздел "Романтика Революции" демонстрирует экспрессивные "Октябрь в Петрограде" (1930, эскиз к картине, ГТГ), серию "Октябрь", возникшую во 2-й половине 1920-х – начале 1930-х годов, и, которую, как и многие другие серии и циклы, художник развивал вплоть до 1970-х. В разделе "Путешествия" ритм и движение современных городов запечатлены А.Лабасом в многочисленных графических сериях ("Сочи", 1924; "Северный Кавказ", 1928; "Ташкент", 1942–1945).

Полет на Луну. 1935
Внутренним напряжением и тревогой наполнены графические листы, входящие в раздел "Москва и Подмосковье в дни войны". Образы в картинах "Города Будущего" предвосхищают прогресс человечества.

А.Лабас много работал не только как живописец и график, но и как театральный художник, монументалист, скульптор. С 1930-х он выполнял заказы по монументально-декоративному оформлению государственных выставок. Одна из наиболее выразительных работ, признанная современниками символом нового искусства, – 4-х метровая скульптура "Электрическая Венера", изготовленная из дерева, стекла и металла для павильона электрификации и механизации Сельскохозяйственной выставки в Белоруссии (Минск, 1930), была утрачена. Однако специально к выставке ее удалось реконструировать по нескольким сохранившимся фотографиям и наброскам 1927–1930-х годов ("ВХУТЕМАС–XXI век", руководитель В.Г.Ежаков).

Впервые широко представлены театральные эскизы А.Лабаса, в том числе связанные с темой воздухоплавания (спектакль "Армия мира" Ю.Никулина, театр им.М.Н.Ермоловой, 1932–1933). В разделе "Мастерская" можно увидеть личные вещи художника, его палитры, документы, фотографии, рабочие тетради с зарисовками со времен ученичества в СХПУ (1916) до 1980 года.
Электронный киоск позволяет ознакомиться с неизвестными широкому зрителю малоформатными сериями разных периодов творчества А.Лабаса, в том числе с сериями "Жители отдаленных планет", "Архитектурные фантазии", "Шаржи", "Портреты", с иллюстрациями к неизданным книгам и работами последних лет жизни художника.

Сюрпризом для зрителей станет "живая картина" – инсталляция, сооруженная вокруг полотна "В метро". Из серии "Москва" (1972, ГТГ).

Расширяют экспозицию и воссоздают атмосферу всеобщего увлечения техническим прогрессом в первые послереволюционные десятилетия фильм-хроника о новинках транспорта и авиации в СССР 1920–1930-х годов и экспонаты, полученные из Политехнического музея Москвы, – модели городского и воздушного транспорта.

В рамках выставки планируется лекция об авиации и дирижаблестроении.

Издан иллюстрированный каталог.

17 апреля, воскресенье, 17-00
Концерт "На скорости века" (программа)

23 апреля, суббота, 17-00
Поэтический вечер из цикла "У Красного рояля" "На скорости века" (программа)

Спонсор выставки

Информационный партнер

Информационная поддержка