Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
события за месяц

Программа "Третьяковская галерея открывает свои запасники". НЕАКТУАЛЬНАЯ РЕКЛАМА. Русский плакат начала ХХ века.

29 апреля 2011 — 9 октября

Лаврушинский, 10, залы № 49–54 
режим работы, схема проезда
цены на билеты

К.А.Сомов. Эскиз афиши "Выставки
русско-финляндских художников".
1897
Третьяковская галерея продолжает открывать публике богатые фонды своего графического собрания. Впервые экспозиция представит небольшую, но очень цельную и качественную его часть – печатные и рукописные плакаты рубежа XIX–XX веков. Большая часть произведений выставляется впервые.

Основу музейного фонда этого вида графики составляет лучшая часть коллекции рекламных плакатов известного собирателя плакатов и экслибрисов Ф.Ф.Федорова, поступившая в Третьяковскую галерею в 1933 году. В последние десятилетия этот раздел собрания значительно пополнился произведениями, связанными с культурой  русского зарубежья.

Уникальные образцы плакатов художников-эмигрантов, представляющие театральные и выставочные проекты, были переданы в Галерею из Франции в 1989 году по завещанию вдовы М.Ф.Ларионова А.К.Томилиной в составе объемного и разнообразного наследия художника, на протяжении всей жизни собиравшего тиражную графику. Отдельные произведения поступили из других частных коллекций.

На выставке демонстрируется около 100 произведений, самые ранние из которых (К.А.Сомов, эскиз афиши "Выставка русских и финляндских художников"; Л.Н.Кекушев,  плакат "Выставка афиш в Строгановском училище") относятся к 1897 году – этапному в становлении отечественного плаката. Именно в этом году в Санкт-Петербурге, Москве и Киеве прошла первая Международная выставка плаката, во многом определившая дальнейшее развитие этого вида графики в России. В состав знаменитой выставки в основном вошли европейские плакаты. Их художественное качество было так высоко, что отечественными мастерами значение плаката было кардинально переосмыслено – из чисто коммерческого "продукта" плакат перешел вошел в область художественного, открывая для многих знаменитых живописцев, графиков, архитекторов новую сферу творческой деятельности.

Е.П.Самокиш-Судковская.
 Нива. 1904
Среди художников, чьи работы представлены на выставке, – самые блестящие имена своего времени: А.М.и В.М.Васнецовы, К.А.Коровин, И.Я.Билибин, П.В.Кузнецов, К.А.Сомов, Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, С.Ю.Судейкин, Г.Б.Якулов, М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, а также знаковые мастера в истории плакатного искусства – А.П.Апсит, А.В.Дурново, Б.В.Зворыкин, Г.П.Пашков, В.С.Сварог.

Экспозиция представляет несколько разделов, соответствующих принятой классификации плаката: выставочный (художественный, промышленный), зрелищный (театральный, концертный, киноплакат), книгоиздательский, социальный (благотворительный, военный, страховой заем).

В основном это – крупноформатная печатная графика, выполненная в технике хромолитографии. Среди экспонатов – редчайший, существующий всего в нескольких экземплярах плакат Л.С.Бакста к одной из первых самостоятельных постановок Иды Рубинштейн, спектаклю "Мученичество Св.Себастьяна" ("Le martyre de Saint Sebastian", 1911, Париж). Другие интересные печатные плакаты – афиша "Выставка картин "Мир искусства" Е.Е.Лансере (1915); работы художников-архитекторов И.Ф.Рерберга, Л.Н.Кекушева, Я.М.Пономаренко; несколько эффектных афиш, имена авторов которых до нас не дошли. Во многих из них отразилось свойственное модерну стремление освоить среду. Одновременно проявилось и то, что стало основой рекламы новейшего времени – эстетизация определенного образа жизни (Плакат климатической станции в Гаграх, 1904; плакат Рождественской ярмарки, 1910-е; оба – неизвестный художник).

Неизвестный художник начала
ХХ в. Сезон круглый год.
Плакат русской эмиграции из коллекции М.Ларионова выделен в специальный раздел. В него вошло 15 уникальных рукописных афиш, иллюстрирующих художественную жизнь Парижа 1920-х (М.Ф.Ларионов и И.М.Зданевич. "41°", афиши доклада И.М.Зданевича о новой поэзии, Париж, 1921). В работах, созданных в эмиграции, видна тенденция к переходу от предметного реалистичного изображения в плакате к шрифтовым композициям-экспериментам (М.Ф.Ларионов и Н.С.Гончарова, художники парижской школы – П.Ф.Челищев, А.И.Берлин, С.Фотинский).

Одни из наиболее ценных экспонатов на выставке – чудом сохранившиеся рукописные плакаты-ширмы, выполненные С.Ю.Судейкиным для оформления поэтического вечера В.В.Каменского 14 мая 1919 года в театре "Артистического общества" в Тифлисе ("Лестница на небо", "Звучаль веснеянки", "Поэт Ю + Я").

Плакат, развиваясь в тесной зависимости от традиционных видов изобразительного искусства, отражает смену художественных и архитектурных стилей на рубеже XIX–XX веков – реализм, модерн, символизм, эклектика, "неорусский стиль". Живо реагируя на события, он дает панораму русской жизни начала ХХ века. Пластические элементы плакатного образа острее передают характер и конъюнктуру времени, а яркий и форсированный язык этого вида графики позволяет точнее донести до современного зрителя "шум времени" эпохи "серебряного века", более знакомый нам по литературным и живописным образам.

Р.Пеан. Международная
автомобильная выставка
В плакатах военного времени (Военный заём, Страховой плакат) художники обращались к русской теме. "Неорусский стиль", опиравшийся на древнерусское и народное искусство, был воплощен в работах А.М.и В.М.Васнецовых, К.А.Коровина, И.С.Горюшкина-Сорокопудова, И.Я.Билибина, П.В.Кузнецова, А.В.Моравова и Д.Н.Кардовского.

В выставочном и книготорговом плакате ярче проявился стиль модерн с присущим ему интересом к линеарному, декоративному началу, сложным композиционным решениям, к экспериментам со шрифтами. Художники "Мира искусства" и "Голубой розы" (К.А.Сомов, Е.Е.Лансере, Л.С.Бакст, Н.П.Феофилактов, Н.В.Ремизов) решали пластические задачи плаката в изысканной стилистике, присущей книжной графике того времени.

Обобщенно-декоративный вариант стиля модерн представлен издательскими плакатами Е.П.Самокиш-Судковской, С.П.Яремича.
Повышенный декоративизм, построенный на резких цветовых контрастах и крупных формах, отличает социальный плакат (А.В.Дурново, плакат "Купите ромашки…", 1913). Именно эти качества стали характерны для эстетики 1910-х – начала 1920-х годов.

Специально к выставке сотрудниками отдела реставрации графики XVIII – начала XX века было отреставрировано большинство произведений.

При поддерже

Информационный партнер

Информационная поддержка