Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Декабрь
пн вт ср чт пт сб вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
события за месяц

"Она жила в волшебном мире сказки". Е.Д.ПОЛЕНОВА. К 160-летию со дня рождения

16 декабря 2011 — 26 февраля 2012

Лаврушинский, 12, Инженерный корпус, 2-й этаж
(СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ) 

 

Елена Дмитриевна Поленова (1850–1898) – яркая талантливая художница, которая стояла у истоков формирования национально-романтического направления русского модерна и зарождавшегося символизма. Настоящая выставка – первая персональная выставка художницы после посмертной, устроенной объединением Московское Товарищество художников в 1902 году.

Зимняя ночь. 1888

Е.Поленова, сестра известного живописца В.Д.Поленова, – одна из первых женщин-художниц, получивших профессиональное художественное образование. Главными ее наставниками были родители, сделавшие все, чтобы их дочь была всесторонне развита. Мария Васильевна Поленова, внучка архитектора екатерининской эпохи Н.А.Львова, пригласила своим детям для уроков рисунка будущего известного педагога П.П.Чистякова. Елене Дмитриевне тогда исполнилось девять лет. С этого возраста вплоть до 1880 года с небольшими перерывами она обучалась в его мастерской технике рисунка и акварели.
 
В 1879 году Е.Поленова поступила в керамический класс Рисовальной школы Общества Поощрения Художеств, закончив его с большой серебряной медалью. Она первая за всю историю Рисовальной школы была командирована во Францию для усовершенствования в керамическом деле, а затем получила место преподавателя живописи по фарфору и фаянсу.

В 1880–1882 годах Елена Дмитриевна училась в акварельном классе ОПХ. Блестяще овладев этой техникой, она поставила себе задачу "в целом ряде акварельных картин выразить поэтический взгляд русского народа на русскую природу, т.е. выяснить себе и другим, каким образом влиял и выражался русский пейзаж на русской народной поэзии эпической и лирической".

Мальчик висит на облаке.
1896–1898

Переехав из Санкт-Петербурга в 1882 году в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом В.Д.Поленовым оказалась в центре кружка талантливой молодежи: К.А.Коровин, И.И.Левитан, М.В.Нестеров, А.Я.Головин, С.В.Иванов, М.В.Якунчикова, И.С.Остроухов. По ее инициативе в московской квартире В.Д.Поленова были организованы "керамические" четверги. Расписанные на этих четвергах фарфоровые блюда Е.Поленовой (ГИМ) можно увидеть на выставке.

Многие годы творческой деятельности Елены Поленовой были связаны с "мамонтовским кружком" – художниками, артистами, архитекторами, которые группировались вокруг промышленника и мецената С.И.Мамонтова (1841–1918), и среди них В.И.Серов, В.Д.Поленов, К.А.Коровин, В.М.Васнецов. С конца 1870-х годов художники этого круга часто и подолгу работали в Абрамцеве, подмосковной усадьбе Мамонтовых. Стихийно сложившийся "абрамцевский художественный кружок" сыграл большую роль в развитии национальной художественной культуры, во многом определив стиль модерн в Мы рекомендуем России.

В 1880-е годы в Абрамцеве по инициативе Е.Поленовой была собрана большая коллекция произведений народного искусства, служившая образцами для столярно-резчецкой мастерской, управляемой Е.Поленовой и Е.Г.Мамонтовой. С 1885 по 1894 год Еленой Дмитриевной были выполнены свыше 100 проектов мебели и предметов декоративно-прикладного искусства. На представленных в экспозиции навесных шкафчиках и полочках, стульях, лавках, выполненных по проекту Е.Поленовой, можно видеть, как  она преображала мотивы пейзажа в орнамент и узор для резьбы.

В Абрамцеве Е.Поленова работала на пленере вместе Серовым, Левитаном, Коровиным. На выставке представлены акварели "Зимний лес. (Вороны)" (1880-е, ГТГ), "На дворе зимой" (ГТГ), а также изображения цветов. Интерес Е.Поленовой к фольклору, развитый с детства и подкрепленный В.М.Васнецовым, выражался в ее желании "подметить и выразить те художественно-вымышленные образы, которыми живет и питается воображение русского народного человека". Народные сказки в этом смысле стали для художницы богатейшим материалом для творческой фантазии и поиска нового пластического языка.

Пейзаж. 1880-е

Е.Поленова практически первой обратилась к книжной графике, проиллюстрировав и литературно обработав за непродолжительное время (конец 1880-х–1890-е) более 20 народных сказок и поговорок. В абрамцевский период (1886–1889) она оформила в реалистической манере сказки "Белая уточка", "Война грибов", "Дед Мороз" и др., события которых разворачиваются на фоне пейзажей Абрамцева и его окрестностей. Из них лишь "Война грибов" была издана в 1889 году способом фототипии. Второй, созданный в стилистике модерна, костромской цикл (1889–1898) иллюстраций к сказкам "Сынко-Филипко", "Сорока-воровка", "Плутоватый мужик" и др. был опубликован в 1906 году. Е.Поленова дала мощный импульс дальнейшему развитию книжной иллюстрации как самостоятельному виду искусства.

С середины 1890-х годов Елена Дмитриевна создала большое количество рисунков орнаментов. Значительная часть из них выполнялась как эскизы вышивок и панно для мастерской в Абрамцеве и кустарной мастерской М.Ф.Якунчиковой в с. Соломенка Тамбовской губернии. Интерес к орнаменту отчетливо проявился и в процессе работы над символистской картиной "Зверь (Змий. Сказка)" (1895–1898, Музей-заповедник "Абрамцево").

Баба-Яга заманивает Филипко.
1896–1897

Осенью 1897 года она разработала оригинальный проект столовой в русском стиле для дома М.Ф.Якунчиковой в Наре. Изысканное произведение "Жар-птица", представленное на выставке, является эскизом живописного панно для интерьера столовой.

В Париже Е.Поленова познакомилась с С.П.Дягилевым и по его заказу сделала рисунок обложки для журнала "Мир искусства". В том же журнале (1899, № 18-19), уже после смерти Е.Поленовой, была опубликована первая статья, посвященная ее творчеству.

В экспозиции собраны лучшие произведения Е.Поленовой: живопись и акварель, иллюстрации к русским народным сказкам, рисунки орнаментов, предметы декоративно-прикладного искусства (мебель, расписные фарфоровые блюда). Многие из них экспонируются впервые. В состав выставки включены архивные документы, мемориальные фотографии, книги и журналы, раскрывающие особенности общественно-художественной деятельности художницы.

К выставке подготовлен каталог, который сегодня является единственным подробным источником информации о жизни и творчестве Е.Поленовой.

На выставке проводится Викторина, главным призом которой является деревянный шкафчик ручной работы конца XIX века, исполненный по эскизам Е.Поленовой, предоставленный мастерской "Алексеевское подворье".

Также к выставке запланированы специальные образовательные программы и лекции.

 Цены на входные билеты

 

 

 Проект осуществлен при поддержке ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ»

  

 

Информационный партнер

 

 

Информационная поддержка