Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Июнь
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
события за месяц

ВО ХРИСТЕ / IN CHRISTO. Обмен художественными и духовными шедеврами между Россией и Италией. Джотто в Третьяковской галерее в Москве, Рублев и Дионисий в Баптистерии во Флоренции

20 декабря 2011 — 18 марта 2012

Министерство культуры Российской Федерации | Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного | Государственная Третьяковская галерея | Фонд религиозных наук им. Иоанна XXIII | Музей Дель Опера ди Санта-Мария дель Фьоре
 

Лаврушинский переулок, 10, зал № 38
(РЕЖИМ РАБОТЫ, СХЕМА ПРОЕЗДА)

Пресс-конференция 19 декабря в 14.00



Настоящая выставка организована по инициативе Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и Президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано под покровительством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках Года российской культуры и русского языка в Итальянской Республике, итальянской культуры и итальянского языка в Российской Федерации.

Этот проект – результат совместных творческих усилий представителей научных центров и музейного сообщества, богословских кругов – являет собой уникальный опыт сотрудничества итальянских и российских специалистов, которые в завершение перекрестного Года Италии-России сделали возможным осуществить этот беспрецедентный обмен шедеврами.

Мадонна с младенцем/ Маэста ди
Сан Джорджо алла Коста. 1299.
Во Флоренции, в здании знаменитого Баптистерия, Государственная Третьяковская галерея показывает значимые и редкие памятники древнерусского искусства из своего собрания. Это величественная "Богоматерь Одигитрия", созданная в конце XIII столетия в одном из художественных центров Древней Руси – Пскове, "Вознесение" 1408 года из праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире, связанного с творчеством самого прославленного русского иконописца преподобного Андрея Рублева, и, наконец, изумительная по красоте художественного воплощения богословской идеи икона "Распятие", написанная Дионисием в 1500 году.

Государственная Третьяковская галерея как равноправный участник уникального историко-художественного и богословского проекта подошла с максимально возможной ответственностью как к отбору произведений для экспонирования в Италии, так и к их современному полноценному научному и технико-технологическому изучению.
 
Исследования проводились по единой методике, принятой в нашем музее. Результаты этих исследований, все этапы которых сопровождались подробной фотофиксацией,  представлены в каталоге выставочного проекта. Таким образом, Третьяковская галерея представила в рамках выставочного проекта "Во Христе" не только выдающиеся  памятники отечественной средневековой культуры, но и максимально возможное на сегодняшний день наше знание о них.

В то же время в Москве, в Третьяковской галерее, впервые экспонируются работы великого итальянского художника Джотто ди Бондоне (1267–1337), с именем которого в итальянской культуре связана целая эпоха Проторенессанса. Это хранящиеся во Флоренции икона "Мадонна с Младенцем" конца XIII века из церкви Сан-Джорджо алла Коста и двусторонний алтарный комплекс, состоящий из 10 образов на одном пьедестале, – полиптих из храма Санта-Репарата, созданный около 1305 года и сравнительно недавно введенный итальянскими исследователями в круг произведений Джотто.

Полиптих Церкви Санта-Репарата.
1305–1310

Создание образа "Мадонна с Младенцем" (1299) из флорентийской церкви Сан-Джорджо алла Коста (Музей церкви Санто-Стефано аль Понте (Епархиальный музей), Флоренция) итальянские исследователи связывают с ранним периодом творчества мастера, когда он работал над созданием цикла фресок для собора Святого Франциска в Ассизи. Иконографический тип, к которому относится "Мадонна с Младенцем", получил в итальянской традиции название "Маэста" (от итальянского maesta – величание) – "Мадонна во славе".

Истоки этой иконографии неразрывно связаны с византийской традицией. Подтверждение авторства Джотто в создании этого образа связано с восстановлением иконы, которая была сильно повреждена осколками стекла в 1993 году во время взрыва в галерее Уффици. В ходе тщательной реставрации были произведены дополнительные исследования, в результате которых авторство Джотто стало общепризнанным.

История создания полиптиха из церкви Санта-Репарата (ок. 1305, Музей Дель Опера ди Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция), связана со строительством прославленного собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. В конце XIII века было принято решение о закладке нового грандиозного собора на месте старой церкви, посвященной покровительнице Флоренции – святой Репарате. Строительство велось с перерывами на протяжении долгого времени и закончено было только в 1396 году, когда старая церковь Санта-Репарата оказалась буквально встроена в новый монументальный собор. С 1331 года по 1337 его возведением руководил Джотто.
Иконографический состав полиптиха, представляющего особо почитаемых святых Флоренции, связан со сменой посвящения собора: на лицевой стороне, обращенной к прихожанам, в центре – образ Богоматери с Младенцем, которой посвящен новый собор; Святая Репарата изображена на оборотной стороне алтарного образа, доступного обозрению священства собора во время литургии.

Полиптих Церкви Санта-Репарата.
1305–1310.
В Средние века культуры наших народов объединял общий источник – художественная традиция Византии. Великий флорентинец Джотто принадлежит к числу немногих художников, чье творчество меняло облик эпохи, в которой они жили. Его "Мадонна с Младенцем" была создана в конце XIII века уже после разделения Церкви на Восточную (с центром в Константинополе, а потом в Москве) и Западную (с центром в Риме) и демонстрирует отход от византийского канона, которому еще следовали его учителя и предшественники, такие как Пьетро Каваллини или Чимабуэ.

В творчестве же русских иконописцев, таких как Андрей Рублев и Дионисий, византийские основы обретают черты национального искусства, в рамках которого они будут существовать и развиваться на протяжении веков.
Представленные в едином проекте произведения русского и итальянского искусства дают возможность увидеть величайшие памятники эпохи конца европейского Средневековья в общем контексте, что, безусловно, является важным шагом в изучении связей и параллелей между нашими культурами.
 

Цены на входные билеты