Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Июль
пн вт ср чт пт сб вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
события за месяц

Марк Шагал. Истоки творческого языка художника. К 125-летию со дня рождения

15 июня 2012 — 30 сентября


Лаврушинский, 12, Инженерный корпус, 2-й этаж
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ
 

Уважаемые посетители,  27, 28 и 29 сентября на выставке будут организованы сборные группы для индивидуальных посетителей.

 Начало экскурсий в 18.30, 19.00 и 19.30

Стоимость - 120 руб. экскурсионное обслуживание + стоимость входного билета.

На время работы выставки Третьяковская галерея возобновляет "Четверги допоздна" – по четвергам выставка открыта до 22.00, кассы – до 21.00.

Третьяковская галерея представляет один из самых долгожданных проектов года – выставку малоизвестного графического наследия Марка Шагала (1887–1985). Проект включен в программу Года французского языка и литературы в России, обозначив тем самым одну из основных особенностей творчества Марка Шагала – его интернациональность.

Автопортрет перед домом. 1914

Феномен творчества Марка Шагала неизменно вызывает огромный интерес, как за рубежом, так и в России. Третьяковская галерея регулярно предоставляет произведения художника из своего собрания для участия в лучших музейных проектах Европы, Америки и Азии. В собственных залах Галерея провела крупные выставки Шагала в 1973, 1992, 2005 году, последняя из которых, "Здравствуй, Родина!", демонстрировала знаковые живописные работы художника, была горячо принята публикой – за три месяца ее посетило около 128 тысяч человек.


На этот раз организаторы и кураторы выставки решили показать почти не известные у нас рисунки, акварели и гуаши – от ранних витебских зарисовок до поздних парижских коллажей, а также печатную графику Шагала – выполненные в технике офорта знаменитые иллюстрации к Библии (1931–1956) и "Басням" Лафонтена (1950–1952). На выставке представлено более 150 графических работ, а также живопись, авторская скульптура, произведения прикладного искусства из зарубежных коллекции, российских музейных и частных собраний.

Впервые в отечественной музейной практике творчество Шагала представлено в контексте поиска истоков его искусства. Шагал принадлежал к поколению художников, которые в начале ХХ века в попытке обретения себя, собственного образного строя и пластического языка, обращались к народному искусству. Шагал не получил последовательного профессионально образования, его первым и главным учителем стала естественная среда – еврейское, русское, белорусское, литовское, французское окружение, "та живая вода", которая "заряжала" и  вдохновляла мастера на протяжении всей жизни.

Лиловая обнаженная. 1967

Реальные и невероятные события, запечатленные художником, прочно соединены с земной средой ключевыми для него предметами быта, приметами места, ставшими характерными шагаловскими "паролями": от наивной вывески парикмахера в Витебске или молочника в Париже до креста православного собора или химер парижского Нотр-Дам, от простенькой вышивки до семисвечника и Торы, от покосившейся крестьянской избы до Вильнюсской синагоги и ворот еврейского кладбища, от лубков и иллюстраций народных изданий, бродячих музыкантов до знамен революции. Художник утверждал: "Неправда, что мое искусство фантастично! Я реалист, я люблю землю!".

Основу экспозиции в Третьяковской галерее составляют произведения из собраний семьи художника: уникальные, никогда не экспонировавшиеся в России, произведения "семейного круга" – автопортреты, портреты матери, бабушки, кузенов, сестры, жены Беллы и дочери Иды, исполненные в конце 1900-х – 1910-х годах. В этих работах перед зрителем предстает своеобразная автобиография художника, летопись его семьи (У окна. Мать и дочь. 1908; Кольцо. 1908–1909; Модель. Сестра художника. 1910; Рождение. 1911 и другие). Гравированная история жизни Шагала запечатлена в листах серии "Моя жизнь" (1922). Своеобразным лейтмотивом выставки предстает образ его любимого города – Витебска, присутствующий в том или ином виде во всех картинах мастера.

Из французского собрания поступила и группа работ 1960–1970-х годов в редкой технике коллажа (Триумф музыки. Эскиз панно для Метрополитен Опера, Линкольн Арт Центр. 1966, Клоун и его тень (Синий скрипач). 1964. Лиловая обнаженная. 1967. Гимн Набережной часов. 1968).
ГМИИ им. А.С. Пушкина предоставил на выставку созданные в России в 1910 году "Пейзаж с козой (Лиозно)" (1910), "В зале Теи" (1910), "Комната на Гороховой" (1910), подаренные музею Идой Шагал. Произведения первого парижского периода, примеры интерпретации Шагалом современного французского искусства, – "Обнаженная с цветами", "Лежащая обнаженная" (обе – 1911) – предоставлены фондом Sepherot Foundation (Лихтенштейн).

Гимн Набережной часов. 1968

Впервые московскому зрителю будут показаны недавно приобретенные во Франции юношеские альбомы Шагала, происходящие из архива Блеза Сандрара, писателя и поэта, друга и переводчика мастера, введшего молодого художника в круг парижских авангардистов (коллекция Т. и И.Манашеровых, Москва).  
Помимо оригинальных рисунков в состав выставки включены и выполненные по инициативе парижского галериста и издателя серии "Книга художника" Амбруаза Воллара иллюстрации к "Мертвым душам" Н.В.Гоголя (1923–1925) из собрания Третьяковской галереи, полученные в дар от автора в 1927 году.

Открытиями для отечественной публики станут и знаменитый "Свадебный сервиз" (1951–1952. Керамика, белая эмаль, роспись), созданный Шагалом в честь свадьбы дочери Иды (частная коллекция, Париж) и две мраморные скульптуры для фонтана – "Рыба" и "Птица" (1964. Коллекция Фонда Пьера Джанадда, Мартини, Швейцария). Представленные на выставке предметы народного искусства из Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) и Музея истории евреев в России (Москва) дополнят представление зрителей об истоках образной системы Шагала.

К выставке подготовлен иллюстрированный каталог-альбом, включающий статьи ведущих российских и зарубежных исследователей творчества художника.

Рассказ о выставке куратора Екатерины Селезневой здесь.

Стоимость билетов 

Поддержка проекта

 

Информационный партнер

Информационная поддержка