Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
события за месяц

"…нас будет трое…" Казимир Малевич. Николай Суетин. Илья Чашник. Живопись и графика из коллекции SEPHEROT Foundation (Лихтенштейн)

6 сентября 2012 — 25 ноября

                           

         


Министерство культуры РФ | Государственная Третьяковская галерея |
Sepherot Foundation  (Лихтенштейн) 

Крымский Вал, 10, залы № 21–22
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ

 


"…Нас будет трое…" – писал Малевич в письме Суетину об узком круге супрематистов-новаторов. Н.Суетин и И.Чашник были ближайшими соратниками К.Малевича, втроем они действительно ощущали себя тесным творческим сообществом. Третьяковская галерея представляет произведения основателя супрематизма и его учеников. Многие из них впервые экспонируются в России и неизвестны широкой публике.

Суетин Н.М. Женщина с черной
пилой. 1927–1928 гг.
SEPHEROT Foundation

В выставочной практике соединение работ К.Малевича (1879–1935), Н.Суетина (1897–1954) и И.Чашника (1902–1929) стало давней традицией, отражающей особенную близость их художественных установок. Этот творческий союз сложился в Витебске: с осени 1919 года К.Малевич начал преподавать в Витебской Народной художественной школе, где учились Н.Суетин и И.Чашник. С приездом Малевича жизнь училища изменилась коренным образом – главным направлением сделался супрематизм; в "столицу супрематизма" преобразился и сам Витебск. Притягательность личности и новаторского искусства Малевича, поразительный проповеднический дар позволили ему в короткое время организовать сплоченный коллектив супрематистов, оформившийся в 1920 году в группу Уновис (Утвердители нового искусства); его активными членами и адептами нового направления в искусстве стали Суетин и Чашник. В Витебске они постигали основные законы супрематизма и занимались как станковым, так и оформительским творчеством, став практически ведущими художниками Уновиса.

В 1922 году вслед за Малевичем, принявшим руководство Музеем художественной культуры (МХК), Чашник и Суетин переехали в Петроград. Тесная дружба двух художников продолжалась до смерти Чашника в 1929 году. После переезда из Витебска оба переживали творческую зависимость от Малевича, и одновременно с этим пытались эту зависимость преодолеть, не разрушая теплых отношений с учителем. Суетин и Чашник расписывали фарфор, делали эскизы для мебели и текстиля. В середине 1920-х они создали много проектов, развивающих архитектурную концепцию Малевича. Их работы демонстрируют самые разные грани взаимоотношений учителя и учеников − от безоговорочного следования художественным принципам супрематизма до попыток найти их собственное истолкование.

Метод И.Чашника основан на рациональности пластических экспериментов и системности формального решения. Разработка собственной версии супрематизма привела художника к достаточно оригинальной трактовке взаимоотношений цвета и формы. В творчестве Н.Суетина органично соединялись две линии: супрематизм как таковой и поиск автономного варианта беспредметной системы. Для него первостепенным являлось создание художественного образа супрематического космоса: прежде всего он ориентировался на утверждение К.Малевича о природоестественной сущности супрематизма.

Суетин Н.М. Супрематическая
композиция с черным и зеленым.
1925г. SEPHEROT Foundation

Коллекция произведений К.Малевича в Sepherot Foundation охватывает почти все периоды его творчества. Самые ранние примеры – два импрессионистических этюда, написанные в Курске, где Малевич провел юность и где начал художественную карьеру. Графическая манера Малевича конца 1900-х годов развивалась в стилистике модерна и символизма. Рисунок "Общество" (1908) примыкает к так называемой "Серии белых" работ на тему городской жизни и светского общества. В "Зимнем пейзаже" (нач.1910-х) чувствуется увлечение эстетикой "Бубнового валета". Здесь К.Малевич использовал арсенал приемов неопримитивизма: нарочитую Оборудование для салонов красоты от производителя. грубость и экспрессивную манеру рисунка, предельное упрощение.

Летом – осенью 1915 года  Малевич создал свои первые супрематические работы и экспонировал их в декабре на "Последней футуристической выставке "0,10"". "Супрематизм. Прямоугольник и круг" (1915) принадлежит к числу ранних супрематических работ, аскетичных по цветовому и композиционному решению.

Логическим продолжением живописного супрематизма стала супрематическая архитектура. Занимаясь конструированием архитектонов (гипсовых моделей объемных супрематических сооружений), К.Малевич считал своей задачей не конкретное градостроительное проектирование, а обоснование нового архитектурного мышления в целом – разработку супрематического ордера. Таких конструкций сохранились единицы; на выставке представлен уникальный экспонат "Супрематическая архитектурная модель. Крест и круг" И.Чашника (1926, гипс, короб из плексигласа).

В конце 1920 – начале 1930-х годов К.Малевич вернулся к фигуративному творчеству, вобравшему в себя художественные и философские принципы супрематической системы. Вслед за учителем над фигуративной живописью начинал работать и Н.Суетин. Ярким акцентом выставки является живописная работа Н.Суетина "Женщина с черной пилой" (1927–1928). "Портрет матери" (1932–1934) К.Малевича хронологически завершает выставку.

Чашник И.Г. Супрематическая
композиция. Около 1922.
SEPHEROT Foundation


Коллекционировать К.Малевича, И.Чашника, Н.Суетина непросто. Большинство  холстов и рисунков уже давно находятся в крупнейших музеях мира; надежд на новые открытия, появление ранее неизвестных или считавшихся утраченными произведений практически не осталось. Тем ценнее те немногочисленные работы, которые попадают в поле зрения частных собирателей, складываясь в качественные и содержательные коллекции; их освоение в современной выставочной и научной практике представляется необычайно важным для изучения наследия авангарда.

Фонд Sepherot предоставил для экспонирования в Третьяковской галерее 14 произведений К.Малевича (4 живописных и 10 рисунков), 55 работ И.Чашника (графика и гипсовый рельеф) и 35 – Н.Суетина (из них 1 живопись).

К выставке подготовлен каталог, в котором собраны статьи, посвященные художникам и их творческому союзу, биографические материалы и фотографии. Куратор выставки и автор каталога – Татьяна Горячева (Третьяковская галерея).

 

Выставка будет сопровождаться обширной культурной и образовательной программой

 

 

 

Информационный партнер


Информационная поддержка