Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Июнь
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
события за месяц

Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности

2 ноября 2012 — 24 февраля 2013

Министерство культуры РФ | Государственная Третьяковская галерея

  Крымский Вал, 10, залы № 60–61
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ

Сайт выставки still-life.tretyakov.ru

 

Крупнейшая выставка сезона посвящена натюрморту – наиболее концептуальному жанру изобразительного искусства. Внешне бессюжетный, этот жанр является одним из самых философских, отражая все многообразие связей человека с миром вещей. Впервые в отечественной выставочной практике демонстрируются различные типы натюрморта в русском искусстве XVIII–XIX веков и метаморфозы жанра в конце XX – начале XXI века. Цель проекта – показать смысловые и художественные особенности предметной среды в произведениях "старых мастеров" классической эпохи и ее образную трансформацию в современном искусстве.

Сверчков В. Цветы и фрукты. 1885

В экспозицию включено около 200 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметов быта из 17 музеев Москвы, Петербурга, Беларуси, Украины, а также из частных собраний. Многие из произведений, представленных на выставке, редко покидают музейные запасники, а некоторые экспонируются впервые.

До настоящего времени XVIII и XIX столетия остаются самой малоизученной эпохой в истории жанра; специалисты традиционно рассматривают данный период как лишенную самостоятельного значения предысторию расцвета натюрморта в первой половине XX века. Выставка призвана изменить подобные стереотипы восприятия.

Авторы проекта намеренно отказались от исторически-хронологического показа натюрморта. Каждый из разделов экспозиции посвящен одному из основных типов натюрморта, где определенные предметные мотивы и скрытые за ними смыслы играют определяющую роль в создании художественного образа.

Открывают экспозицию аллегорические натюрморты и натюрморты с атрибутами научных и художественных занятий. Сюжеты "vanitas" ("суета сует") и "memento mori" ("помни о смерти") не часто встречаются в русском искусстве, однако предметы, наделенные аллегорическим значением, нередко входят в изображения, посвященные науке и творчеству, символизируя краткость мирских удовольствий и пользу ученого труда. На выставке впервые представлены редкие образцы таких натюрмортов, относящиеся к XVIII веку, из собраний Исторического музея и музея-усадьбы "Кусково".

Мареев А. Комары. Из серии
"Насекомые". Первая половина
1990-х.

В разделы "Цветы и плоды" и "Кухни" и "трапезы" включены декоративные панно и картины с изображениями даров природы. Произведения с подобными мотивами также обладают не только декоративным, но и аллегорическим значением. Во второй половине XVIII и в первой половине XIX века в Академии художеств переживала расцвет живопись "плодов и цветов". Впервые перед московской публикой предстанет работа первого руководителя этого класса – Г. фон дер Минта ("Натюрморт с цветами". 1764. Частная коллекция, Санкт-Петербург). Большой интерес привлекут эффектные натюрморты классиков жанра И.Ф.Хруцкого, В.Д.Сверчкова, Ф.Г.Торопова.

Раздел "Натюрморт в портретах и жанровых картинах" представляет картины, где предметы обогащают смысловое содержание произведений, формируя семантическое пространство кабинета вельможи, ученого, знатной дамы. Вещи нередко "позируют" здесь наравне с героями, символизируя сословные идеалы, отражая нормы поведения, приметы быта, характеризуя профессиональные занятия. На специально отреставрированном к выставке единственном прижизненном портрете И.П.Кулибина (П.А.Веденецкий. 1818) изображены уникальные изобретения механика-самоучки.

Кабаков И. Морковка. 1974

Наиболее интерактивный и ироничный раздел выставки – "Фигурные обманки" – демонстрирует живописные и графические произведения, имитирующие материальные свойства природных объектов и рукотворных вещей. Впервые представлены публике вырезные книги-обманки начала XVIII века из личной коллекции Петра I, редкие образцы "кабинетных" натюрмортов 1730-х – 1740-х годов кисти Г. Теплова, П. Богомолова. Буквальное воплощение "вещественности" живописной иллюзии, переносящей зрителя в пространство усадебного театра и парка середины XVIII столетия – уникальные садовые фигуры-обманки.

Одно из открытий выставки – никогда не выставлявшиеся в Москве натюрморты харьковского художника-академиста и фотографа Е.И.Волошинова (1823–1913), в конце XIX – начале XX века изображавшего цветы и плоды не только в интерьере, но и в природной среде, следуя при этом традициям искусства середины XIX столетия.

В каждом разделе картины и рисунки классической эпохи экспонируются параллельно с работами известных художников второй половины XX – начала XXI века, в том числе инсталляциями и объектами. Это произведения И.Кабакова, В.Пивоварова, И.Макаревича, Б.Турецкого, В.Дубосарского, Т.Назаренко и других авторов. Беспрецедентный выставочный эксперимент позволит по-новому увидеть произведения, существующие в разных контекстах.

Особую игровую атмосферу в выставочном пространстве создаст анимационный ролик "Эффект бабочки", призванный показать актуальность классического натюрморта и его способность к трансформации в современном художественном мире.

К выставке изданы:
1.    богато иллюстрированный альбом-каталог, включающий более 200 произведений, статьи кураторов, справочный материал;
2.    брошюра, посвященная творчеству И.Ф.Хруцкого, из серии "Художник в Третьяковской галерее";
3.    интерактивная образовательная книжка-игрушка для детей ""Цветы и плоды" Путешествие в картину";
4.    игровой мультимедийный диск – виртуальный конструктор "Создай свой натюрморт".

Выставку будет сопровождать обширная культурно-образовательная программа.

На время работы выставки возобновляются "Четверги допоздна" – по четвергам выставка открыта до 22.00, кассы – до 21.30.

 Поддержка проекта: 

             

      Анатолий НОВИКОВ

 

                    

   Владимир НАК

   Григорий НАК                 


Спонсор:
 


Информационный партнер: 
 

Информационная поддержка: