Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Декабрь
пн вт ср чт пт сб вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
события за месяц

Михаил Нестеров. В поисках своей России. К 150-летию со дня рождения

24 апреля 2013 — 18 августа

Министерство культуры Российской Федерации | Государственная Третьяковская галерея

Крымский Вал, 10, залы 60–61
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ

 

Уважаемые посетители, 17 и 18 августа продолжительность работы выставки увеличивается. Выставка открыта до 20.30, кассы - до 19.30

С 16 мая по 18 августа
на выставке будут проводиться сборные экскурсии

по четвергам в 19:00 и 19.30
по субботам в 13.00 и 15.00
по воскресеньям в 13.00 и 15.00

Численность экскурсионной группы – от 5 до 20 человек.

Сбор группы у стойки администратора.

 

Крупнейший выставочный проект года посвящен выдающемуся живописцу, графику и монументалисту Михаилу Васильевичу Нестерову (1862–1942), чье творчество представляет особую страницу в истории Серебряного века. Живописные поиски мастера шли в русле национально-романтического направления отечественного символизма и стиля модерн. В произведениях художника отразились важнейшие черты русского характера и природа России. Своим содержанием и глубиной искусство Нестерова созвучно религиозным исканиям русских писателей и философов рубежа XIX–XX столетий. И позднее, в жестких идеологических рамках 1920-х – начала 1940-х годов, своим творчеством художник продолжал утверждать гуманистические идеалы.

Юность Преподобного Сергия.
1892–1897

Около 300 произведений из 24 музеев России, Украины, Беларуси и 10 частных коллекций демонстрируют широкий диапазон художественных интересов Нестерова: картины на религиозные темы, портрет, пейзаж. Помимо станковых работ, в экспозицию вошли эскизы к храмовым росписям и мозаикам. Многие произведения были специально отреставрированы к выставке ("Юность преподобного Сергия", 1892–1897), причем картина "Голгофа" (1900, обе – ГТГ), десятки лет хранившаяся на валу, после сложнейшей реставрации экспонируется впервые. Ряд ценных живописных полотен и графических листов недавно поступили в собрание Третьяковской галереи из коллекций, принадлежавших внучке Нестерова И.В.Шретер и семье архитектора А.В.Щусева, друга и соратника художника. Эти работы, также прошедшие реставрацию, демонстрируются в полном объеме и станут открытием для широкой публики и специалистов.

М.В.Нестеров – выходец из состоятельной уфимской купеческой семьи с крепкими православными традициями, которые во многом определили внутренний мир будущего художника. Еще бóльшую роль в становлении его личности сыграла природа родного края – Предуралья. "Коммерческая бесталанность" уберегла Нестерова от участия в семейном торговом деле. В 1877 году пятнадцатилетним юношей он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, атмосферу которого определял В.Г.Перов, любимый учитель Нестерова. Под влиянием мастера и традиций передвижников молодой художник увлекся жанровой картиной, но не увидел в ней возможности выразить свою индивидуальность. Вскоре он нашел близкий для себя круг тем и стилистику, связанную с новым временем, с эпохой модерна и символизма.

Сущность своего искусства Нестеров определил как "опоэтизированный реализм". Художника неизменно волновали образы, воплощающие представления о нравственном совершенстве человека, о его духовном подвиге. Самыми глубокими и художественно совершенными стали произведения, в которых Нестеров создавал поэтический миф о Святой Руси, не конкретизированной в историческом времени, представлявшейся ему неким "вневременным идеалом изначальной слитности человеческого существования с жизнью первозданной природы".

Девять разделов экспозиции, организованной одновременно по хронологическому, жанровому и тематическому принципам, демонстрируют творческий путь М.В.Нестерова в многообразии художественных поисков, увлечений и занятий: "Начало пути (1877–1886)", "Утверждение своей темы", "Цикл о Сергии Радонежском", "Роман в красках", "В пространстве соборов", "Портреты эпохи модерна (1900-е)", "После 1917 года", "Портреты 1921–1941 годов", "Документально-биографический раздел".

Видение отроку Варфоломею. 1890
Впервые Нестеров нашел собственную тему в картине "Пустынник" (1888–1889, ГТГ), где человек и природа пребывают в единении и гармонии. Наиболее цельно художественные и нравственные идеалы мастера выразились в программной картине "Видение отроку Варфоломею" (1889–1890, ГТГ). Высветленные краски пейзажа и хрупкая фигурка мальчика придают изображению некоторую плоскостность, почти бесплотность, соединяя в полотне лиричность и монументальность. Произведение открыло цикл, посвященный Сергию Радонежскому: "Юность преподобного Сергия" (1892–1897), "Труды преподобного Сергия" (1896–1897, оба – ГТГ), "Преподобный Сергий Радонежский" (1891–1899, ГРМ). К этому циклу примыкает работа "Дмитрий-царевич убиенный" (1899, ГРМ), где изображение балансирует на грани реального и иконного образов. Герои картин Нестерова пребывают в состоянии "тишайшей внутренней молитвы", которое художник передает, используя сдержанную гамму тонов: зеленых, розовых, голубовато-синих. Нестеров признавался, что избегал изображать "сильные страсти", предпочитая им "наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью". Сходным созерцательным настроением проникнуты и его пейзажи "Молчание" (1903), "Лисичка" (1914, оба – ГТГ), "Родина Аксакова" (1914, Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа).

Живописец много работал над произведениями, посвященными судьбе русской женщины. На выставке впервые собраны вместе полотна задуманного Нестеровым "романа в красках": "На горах" (1896, Киевский национальный музей русского искусства), "Великий постриг" (1898, ГРМ), "За Волгой" (1905, Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина).

Особый цикл составляют картины о людях, уходящих от суеты мира: "Христова невеста" (1886, частное собрание), "Вечерний звон" (1910, Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых), "Старец. Раб Божий Авраамий", (1914–1916, Самарский областной художественный музей). В этих произведениях, исполненных гармонии, читается и глубокая печаль. В литературе подобные образы воплотили Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков, П.И.Мельников-Печерский. Нестеров открыл эту тему в живописи.

Центром экспозиции стало масштабное полотно "На Руси (Душа народа)" (1914–1916, ГТГ). В нем предстает собирательный образ России: своеобразный крестный ход объединил людей разных эпох, сословий и состояний, типические фигуры русской истории, воплощающие национальный дух.

На Руси (Душа народа).
1914 – 1916

Впервые столь полно (около 100 листов) демонстрируются эскизы и подготовительные картоны монументальных работ Нестерова, ставшие новым словом в церковном искусстве. Наиболее значимые среди них – эскизы росписей во Владимирском соборе в Киеве, в церкви Александра Невского в Абастумане (Грузия), церкви Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, Троицком соборе в Сумах (Украина), эскизы мозаик в храме Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге. В росписях мастера проявились лиричность и камерность, свойственные его творчеству. В то же время в них соединились традиции западноевропейского искусства, в частности английских прерафаэлитов, и национального стиля русского неоромантизма, оформившегося на рубеже XIX–ХХ столетий.

Важнейшие разделы экспозиции посвящены портретному творчеству Нестерова. Как портретист он заявил о себе в середине 1900-х годов. Среди лучших произведений этого жанра – "Портрет дочери художника О.М.Нестеровой (Амазонка)" (1906, ГРМ). Четкостью силуэта, выразительностью цветового пятна, особой удлиненностью фигуры пластический язык картины близок стилистике модерна. Двойной портрет "Философы" (1917, ГТГ), изображающий религиозных мыслителей П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова, стал предвестием блестящей галереи образов современников, созданной в 1920-х – начале 1940-х годов и считающейся вершиной портретной живописи того времени. Художник не писал портретов на заказ, он изображал людей, близких ему по духу, увлеченных творчеством, наполненных мощной созидательной энергией. Среди них – художник В.М.Васнецов (1925), физиолог И.П.Павлов (1935), скульптор В.И.Мухина (1940), архитектор А.В.Щусев (1941, все – ГТГ).

Специально к выставке выпущен каталог-альбом, в который вошло более 400 иллюстраций, воспроизводящих картины, акварели, эскизы, архивные фотографии. В нем впервые опубликованы новые датировки ряда произведений, уточненные в ходе реставрационных и атрибуционных работ. Подготовлено самостоятельное электронное издание. Образовательная программа включает лекции, встречи со специалистами в экспозиции, экскурсии, тематический концерт, художественную практику в Творческой мастерской. На время работы выставки возобновляются "Четверги допоздна".

Реставрация картины "Юность преподобного Сергия" была осуществлена при финансовой поддержке ООО "СНС-Холдинг". Полотно "Голгофа" отреставрировано при поддержке ЗАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп"; рама к этому произведению – дар Григория и Владимира Нак.
 

 
 
Поддержка проекта   Спонсор
     Андрей
Филатов

Григорий Нак

Владимир Нак

 

Информационный партнер:


Информационная поддержка: