Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Июль
пн вт ср чт пт сб вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
события за месяц

Александр Головин. Фантазии Серебряного века. К 150-летию со дня рождения

28 марта 2014 — 24 августа

Министерство культуры Российской Федерации | Государственная Третьяковская галерея

Крымский Вал, залы 60–61
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ

Третьяковская галерея продолжает знакомить публику с выдающимися художниками, определявшими развитие русского искусства конца XIX – начала XX века. Новый масштабный выставочный проект посвящен творчеству Александра Яковлевича Головина (1863–1930), крупнейшего представителя эпохи Серебряного века. Впервые художественное наследие живописца, графика, театрального оформителя, мастера декоративного искусства представлено во всем многообразии.

Автопортрет. 1912

Наряду с Третьяковской галереей в выставке участвуют 23 музея и частные коллекции из России и стран ближнего зарубежья: Государственный Русский музей, Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Музей МХАТ и другие. Экспозиция включает около 300 экспонатов: живописные и графические работы, эскизы костюмов и декораций, подлинные сценические костюмы, изготовленные к различным спектаклям по рисункам художника, произведения декоративного искусства.

Впервые в Москве демонстрируются долгое время считавшиеся утраченными костюмы к спектаклю "Маскарад" М.Ю.Лермонтова в постановке В.Э.Мейерхольда (1917) из собрания Александринского театра. В отличие от предшествующих монографических выставок Головина в нынешней экспозиции впервые широко представлены работы декоративно-прикладного искусства, характеризующие значительный вклад художника в развитие стиля модерн в России.

Начав свой путь с живописных произведений, исполненных в традициях передвижничества, под влиянием Абрамцевского художественного кружка Головин стал работать в области декоративно-прикладного искусства. В конце 1890-х годов по заказу С.И.Мамонтова он создал майоликовые панно для фасадов гостиницы "Метрополь" в Москве. Для Всемирной выставки в Париже 1900 года Головин оформил в "национальном духе" интерьер Кустарного отдела ("Русская деревня"). На выставке он удостоился золотой медали по отделу декоративно-прикладного искусства и серебряной – за майолики.

С 1899 года по приглашению В.А.Теляковского, управляющего Московской конторой Дирекции Императорских театров, Головин начал оформлять постановки в Большом театре. В 1902 году мастер переехал в Петербург, где вскоре стал главным художником-консультантом при Дирекции Императорских театров. С тех пор творчество Головина было неразрывно связано с историей театра, а сам он приобрел славу одного из главных реформаторов сцены.

Натюрморт. Фарфор и цветы. 1915

Выставка призвана погрузить зрителя в атмосферу Серебряного века, в мир образов Головина, в которых сфокусированы иконографические и стилистические особенности эпохи символизма и стиля модерн. Знаковой работой выставки стала "Умбрийская долина", в центре которой – розы, один из ключевых мотивов в искусстве и поэзии этого времени. Розу можно встретить в работах В.Э.Борисова-Мусатова, М.А.Врубеля, Н.Н.Сапунова, в стихах К.Д.Бальмонта, А.А.Блока, И.Северянина. Нежный цветок с острыми шипами напоминал об эфемерности красоты, быстротечности жизни, где хрупкость нуждается в защите, где неразлучны любовь и страдание. Нераскрытый бутон отсылал к тайне, которую невозможно разгадать. Розовая роза связана с культом Афродиты, темой Элизиума, близкими творчеству Головина. Этот цветок возникает лейтмотивом в станковых и театральных работах то как часть букета или пейзажа, то как деталь костюма или прически.

Структура выставки позволяет проследить эволюцию художника в каждом из видов искусств, к которым он обращался, и их взаимодействие. Синтетичность творчества Головина и "театральность" его мышления подчеркиваются организацией экспозиции, в которой предметы из дерева и керамики соседствуют с произведениями станковой живописи, театральными эскизами и сценическими костюмами. Все они объединены особым "головинским стилем", который отличают прихотливая декоративность, фантазия и яркий живописный темперамент.

Братина "Курица"

Открывают выставку произведения декоративно-прикладного искусства: блюдо "Жар-птица" и братина "Курица", расписанная художником балалайка "Дракон" и другие. Созданные под влиянием Е.Д.Поленовой и М.А.Врубеля с использованием навыков, полученных в Керамико-художественной гончарной мастерской "Абрамцево" С.И.Мамонтова в Москве, эти предметы демонстрируют, как формировался стиль мастера: декоративность стала важнейшей составляющей образного строя его произведений, а орнаменты – любимым пластическим мотивом. Работы, исполненные национального своеобразия, одновременно несут черты европейского стиля ар нуво.

Основное пространство экспозиции отведено живописным, графическим и театральным произведениям, в которых читается проницаемость границ между различными видами его деятельности. При сопоставлении станковых "узорно-лиственных" пейзажей, панно, отличающихся эфемерностью и музыкальностью изображения ("Ветлы (Серебристые ветлы)", "Нескучный сад"), с его пейзажными декорациями для театральных постановок можно видеть использование одних и тех же пластических приемов и изобразительных мотивов. Работая над оформлением оперы К.В.Глюка "Орфей и Эвридика" (1911), в декорации "Царство Эроса" Головин повторяет мотив картины "Пейзаж. Павловск".

Портрет Ф.И. Шаляпина в роли
Олоферна (опера А.Н.Серова
"Юдифь"). 1908

В натюрмортах фарфоровые вазы в окружении пышных букетов и причудливых узоров тканей составляют настоящие мизансцены. В портретах художника Н.К.Рериха, поэта М.А.Кузмина, серии портретов Ф.И.Шаляпина, цикле портретов "Испанки", многие из которых были написаны в декорационной мастерской Головина, располагавшейся над сценой Мариинского театра, фрагменты декораций становятся не только фонами, но частью образной характеристики моделей.

Обращение Головина к театру стало попыткой воплощения господствовавшей тогда идеи синтеза искусств. Театр дал возможность наиболее полно раскрыть декоративный дар мастера. Головин начал работу в Императорских театрах с реорганизации постановочной̆ части: изменил порядок, при котором декорации к спектаклю выполнялись несколькими художниками поактно, а костюмы и бутафория подбирались из ранее созданных для других спектаклей. Головин внедрил практику оформления постановки целиком одним художником для достижения образного и стилевого единства. Он не только создавал эскизы, но по большей части сам расписывал декорационные холсты, ткани для костюмов, лепил бутафорию. По решению Головина костюмы стали шить не из дорогих тканей, а из холста, за счет ручной росписи и аппликаций добиваясь имитации ценных материалов. Для выполнения этих работ Головин организовал при Мариинском театре костюмерную и красильную мастерские (работницы которых становились моделями для его "испанок").

Кощеево царство. 1909

Особое место на выставке занимают эскизы декораций и костюмов, а также костюмы к спектаклям, созданным в творческом сотрудничестве с В.Э.Мейерхольдом для Александринского театра: "Дон-Жуан" Ж.-Б.Мольера (1910), "Орфей и Эвридика" К.В.Глюка (1911), "Маскарад" М.Ю.Лермонтова (февраль 1917). "Маскарад" стал шедевром их совместного творчества. В сценографии спектакля через ритмическое строение цветового и светового решения было передано ощущение надвигающейся катастрофы. В послереволюционный период значительным событием в театральной жизни Москвы стало оформление Головиным по приглашению К.С.Станиславского спектакля "Безумный день, или Женитьба Фигаро" П.-О.Бомарше (1927) во МХАТе.

К выставке подготовлено издание, которое включает статьи об основных аспектах творчества Головина и фундаментальный каталог его произведений. В альбом вошли ранее не публиковавшиеся письма А.Я.Головина к Е.Д.Поленовой, а также уникальные фотоматериалы. На выставке будет демонстрироваться анимационный ролик, главным героем которого выступает любимый мотив художника – роза.

Проект сопровождает культурно-образовательная программа, включающая лекции, авторские экскурсии, встречи со специалистами.

К выставке подготовлено мобильное приложение "Прогулка по Москве Серебряного века: Александр Головин. Проект Третьяковской галереи".

По четвергам экспозицию можно посетить до 22.00; вход и кассы – до 21.00

 

 Поддержка проекта

     Анатолий
Новиков

 

Информационная поддержка

         

 

Отзывы посетителей:

3.04.2014
Я давно люблю и знаю Великолепного художника серебряного века А.Головина. Выставка превосходная, выполнена изящно, со вкусом. По моему мнению, цвет стен гармонирует с живописью художника. Прекрасно, что представлены работы из ряда музеев страны. Очень жаль, что в наше время в спектаклях театра отсутствуют зачастую декорации и костюмы, а ведь они создают праздник и способствуют пониманию произведения. А как тщательно подходил Головин ко всему, что он делал! Он гордость нашей родины и нашего русского искусства. Спасибо всем! 

З.04.2014
Большое спасибо организаторам выставки, посвященной Александру Головину. Великолепный художник! Все у него хорошо: и натюрморты (цветы), и пейзажи, и портреты. Скромный труженик, большой русский талант. Несправедливо находился в тени иммигрировавших Коровина, Бенуа, Сомова. 
Давно ждала эту выставку, спасибо! В советский период, кажется, не было ни одной выставки Головина. Картины разбросаны по многим музеям. Наконец, выдалась возможность насладиться ими, собранными вместе. Большое спасибо работникам Третьяковской галереи (не в пример музею театрального искусства им. Бахрушина, где в честь юбилея 150 лет Головина не было ни выставки, ни вечера, хотя он был заявлен). 
 
04.04.2014
Спасибо!!! 
Великолепная выставка, по организации, экспозиции, подбору работ. Получили эстетическое удовольствие и узнали много нового о художнике. После выставки захотелось самим творить!
 
Художники из Строгановки, выпуск 2010 года.

 04.04.2014
Не нахожу слов выразить свои чувства радости и солнца, которые побудили в моей душе все представленные работы А.Я.Головина. Спасибо устроителям выставки. Искренние пожелания, всех благ.
 
05.04.2014
Замечательная выставка! Творчество художника открылось во всем многообразии, особенно поразили декорации к операм и балетам. Потрясающие костюмы, майолика и портреты! 
Большое спасибо организаторам такой потрясающей выставки.
 
05.04.2014
Великолепное знакомство с Головиным, прекраснейшим художником!!! Спасибо огромное за представленные работы, подобранные со вкусом.
Спасибо!
 
15.04. 2014
Спасибо, что теперь многие люди смогут узнать, насколько талантливым (просто гениальным) был А.Головин. Его эскизы, картины, костюмы передают неповторимое впечатление. Выставка Ф.Федоровского также произвела огромное впечатление. Спасибо работникам и организаторам выставки.
 
17. 04.2014
Такая выставка может быть только один раз за человеческую жизнь, потому что я не доживу до 200 лет А.Головина. Поэтому передаю нижайший поклон устроителям и кураторам выставки! И, слава Богу, что имя Головина становится любимым в нашем обществе.
 
17. 04. 2014 
Сегодня я открыла (к своему стыду!) мастера, художника Александра Головина. 
Жаль, что долгие годы (а мне уже 62 года) это было скрыто от меня... Это волшебство реальности, переплетенной с фантазией. Это красота! Надеюсь, что имя этого художника откроют и для более широкой массы русских людей! Надеюсь, чтобы его работы возродятся в спектаклях и будут по-настоящему вечными!
 
24.04. 2014
Огромное спасибо за великолепную, академическую выставку! В восторге!
Экспозиция выставки изумительная! (низкий поклон Н.Г.Дивовой). Такое большое количество экспонатов вижу впервые, чему рада.
Очень глубокая, захватывающая выставка. Низкий всем поклон
 
29.04.2014
Спасибо большое за столь масштабную выставку! Невероятное погружение в атмосферу театральной жизни в начале 20 века. Великолепные костюмы, эскизы, графика. Потрясла "Испанка" экспрессией и неким демонизмом. Для меня это откровение, что Головин был и таким слегка мистическим художником!
Еще раз спасибо за потрясения и открытия!
 
01. 05. 2014
Спасибо большое за то, что вы сохраняете искусство двух выдающихся мастеров сцены: А.Головина и Ф.Федоровского
 
01.05.2014
Браво! Великолепно оформленная выставка! Решение со сценой театральной просто прекрасно!
Большое спасибо кураторам!
 
03.05. 2014
Замечательная выставка. Яркие краски. Нежные розы. Порадовали и подняли настроение.
Спасибо!
 
06.05. 2014
Выставка замечательная! Огромное спасибо! Прекрасное оформление выставки. Каждая выставка - это событие, мы их ждем и запоминаем надолго!
Всем спасибо!
 
07. 05. 2014
Организаторам этого праздника (для меня лично) пребольшое спасибо. Впервые познакомились с этим художником.
Его живописные работы меня поразили. Пейзажи (лесная речка, нескучный сад) просто ЧУДО. Столько эмоций возникло при знакомстве с ними...
А портреты есть настолько выразительные, что до сих пор, когда закрываю глаза, все вижу головинскую "Женщину в шляпе". Благодарю от души.
Интересно еще и то, что последний раз я здесь была на грандиозной выставке Коровина, а оба эти художника были учениками Поленова... Архиприятное обстоятельство!
 
02.05.2014
Выставка очень понравилась. До этого я мало знала о Головине, а он такой разносторонний автор! Особенно понравились его пейзажи и натюрморты. 
Спасибо тем, кто познакомил меня с творчеством Головина.
 
02.05.2014
Большая благодарность организаторам! Хотелось бы увидеть все это в постоянной экспозиции. Спасибо, спасибо, спасибо!
 
12.05. 2014
Спасибо всем сотрудникам Третьяковки за труд по созданию замечательных выставок! Это основные и главные художественные события в Москве: Дейнека, Левитан, Гончарова, Коровин, Нестеров, Головин. Спасибо. Ходили и будем ходить! За аудиогиды авторам текстов отдельное спасибо!
 
13.05.2014
Выставка замечательная! Благодарю за нее всех, кто приложил руки и душу для ее создания. Много узнала нового, увидела ранее невиданное. Низкий поклон вам, люди! Всегда с радостью иду к Вам в Третьяковку, знаю, что удивите, образуете и дадите глоток "родниковой воды". Ждать буду следующих выставок! Спасибо!
 
16.05. 2014
Спасибо за замечательную выставку! Это так нужно сегодня - показать навсегда утраченную интеллигентность, изящество, нежность и доброту. Да здравствует мастера серебряного века! Большое спасибо организаторам!
 
16.05.2014
Огромное спасибо организаторам. Очень понравился также квест на мобильном приложении, благодаря которому произошло знакомство с творчеством Головина и его биографией!