Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Июль
пн вт ср чт пт сб вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
события за месяц

Дмитрий Пригов. От Ренессанса до концептуализма и далее

16 мая 2014 — 9 ноября
   

Министерство культуры Российской Федерации | Государственная Третьяковская галерея | 
Фонд развития инновационного искусства, литературы, философии и гуманитарных наук
им. Дмитрия Пригова

Крымский Вал, 10, залы 38–42
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ


PRIGOV FEST 
Культурно-образовательная программа выставки



ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ
 

Лекционный цикл к выставке


Третьяковская галерея представляет масштабную ретроспективу Дмитрия Александровича Пригова (1940–2007), одного из основоположников московского концептуализма, поэта, графика, скульптора, мастера перформанса – художника в универсальном смысле слова. Монографическая выставка позволяет рассмотреть наследие Пригова в контекстах европейского и русского искусства.

Композиция из
серии "Скважины". 1974
Художественные стратегии Пригова сознательно нарушали многие табу в искусстве модернизма и нарождающегося постмодерна. Будучи тонким аналитиком, он прочувствовал систему современного искусства как жесткую, тоталитарную систему запретов и обнажил ее в качестве негативной теологии. Так в авторскую систему Пригова вошла категория "сакрального", а также традиционные понятия классической эстетики: "возвышенное", "прекрасное", "ужасное", "безобразное". Соотношение этих категорий в искусстве Пригова стало основной темой выставки.

В своем творчестве мастер обращался ко многим проблемам и "болевым точкам" российского культурного сознания. Это прежде всего проблема иерархии, проблема сакрализации власти, не только божественной или государственной, но и власти образов и слов. Пригов пытался охватить все статусы образа: религиозный, эстетический, критический. При решении этой задачи он неоднократно подчеркивал, что русской культуре необходим опыт Реформации (критика образов) и опыт Просвещения, который привел к автономии субъекта в европейской культуре. Поэтому на выставке работы Пригова будут рассмотрены в контекстах Ренессанса, барокко, эпохи Просвещения, а также художественных направлений XIX–XX веков.

Композиция "STN" (STN)

В экспозиции будут представлены практически все виды искусства, в которых работал мастер, включая масштабные графические листы и многочастные серии, никогда ранее не экспонировавшиеся, – всего около 350 произведений из коллекции Третьяковской галереи и Фонда Пригова. Впервые зрители получат возможность проследить морфологию образов Пригова, а также развитие отдельных тем, интерпретированных с помощью анимации.

С 1970-х годов работы художника образуют последовательный ряд с набором постоянных мотивов, которые легко трансформируются и переходят один в другой. Ранние "сюрреалистические" композиции с "шестеренками" и множественными перспективами сменяются работами на тему черных дыр и прорывов в другие миры. А те в свою очередь служат основой для создания коллажей, каждый из которых включает в себя несколько "окон", утверждающих или отменяющих суть словесных заявлений на лицевой стороне того или иного коллажа. Серии на тему "выеденного яйца" перекликаются с серией объектов – банок, представляющих собой универсальные "чистые формы", которые заявлены на этикетках и бирках. Мотив глаза или – в широком смысле – видения проходит через все творчество Пригова и связывает самые разные серии. При этом изобразительный мотив глаза может быть заменен словом "глаз", впрочем, как и любым другим словом, которое способно наполниться объемом, обрести "вещность" или даже субъективироваться.

Опыты совмещения изобразительных и словесных конструкций существовали во многих традиционных культурах, а в русском искусстве получили мощный импульс в эпоху авангарда. В творчестве Пригова такое соединение текста и изображения выразилось в одновременной работе автора над литературными и визуальными образами и создании произведений, объединяющих несколько видов искусства: инсталляции из газет, букеты из отбракованных стихов, стихограммы.

Плачущий глаз
(Для бедной уборщицы). 1991
Анализ текстуальной составляющей творчества Пригова всегда был первоочередной задачей организаторов его выставок. Куратор настоящего проекта (К.Светляков, зав. отделом новейших течений) уделил основное внимание пластическим качествам искусства художника. Выставка позволяет воспроизвести в пространстве пяти залов созданные на основе эскизов мастера масштабные трехмерные проекты – "фантомные инсталляции" с условными названиями "Динозавр", "Разрезанный глаз", "Русские классики", "Лестницы". Также будет показан оригинальный вариант инсталляции "Для бедной уборщицы". Этот экспозиционный прием даст возможность зрителю войти в мир художника и почувствовать себя не сторонним наблюдателем, а "действующим лицом" на приговской "сцене". Архитектура выставочного пространства складывается из лабиринтов, анфилад, рамочных структур. Такое решение позволит посетителю выбрать свой маршрут движения и найти собственную дистанцию в системе отношений физической и художественной реальности.

Во время работы выставки в экспозиционных залах будут осуществлены две постановки режиссера Юрия Муравицкого, сделанные на основе пьес Дмитрия Пригова.

 

Выставка осуществлена при поддержке
 
Натальи и Александра Булгаковых
Дмитрия Борисовича Зимина
Елены и Александра Миляевых
 
 
 
Информационная поддержка