Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Декабрь
пн вт ср чт пт сб вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
события за месяц

Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги

10 сентября 2014 — 30 ноября

Министерство культуры Российской Федерации | Государственная Третьяковская галерея

Лаврушинский, 12, 2-й и 3-й этаж
Лаврушинский, 10, залы постоянной экспозиции

СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ

ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ

Культурно-образовательная программа к выставке

Сборные экскурсии
 

Новый выставочный сезон Третьяковская галерея открывает масштабным сборным тематическим проектом. "Драгоценная оправа…" представит зрителю разные аспекты взаимодействия живописного произведения и его обрамления на протяжении нескольких столетий – с ХIII по ХХI век. Важно, что в обзор истории картинной рамы введен период новейших художественных течений – это первое в отечественной практике исследование в рамках данной темы эпохи ХХ – начала ХХI века.

В.Л.Боровиковский
(1757–1825)
Лизынька и Дашинька. 1794
Создавая своеобразную антологию "диалогов" картины и рамы, кураторы выставки соединяют два главных метода искусствоведения – формально-стилистический и феноменологический. Первый метод ориентирован на описание и анализ формы произведения искусства. В экспозиции будет представлена стилистическая эволюция рамы как предмета декоративно-прикладного искусства.

 Феноменологический подход основан на исследовании не самих вещей, а опыта личности, познающей их. На основе такого подхода проанализированы и будут представлены зрителям принципы взаимодействия картины и рамы, в том числе значение рамы как границы произведения искусства и роль декора рамы как комментария к живописной работе. 

Интересный, художественно самодостаточный материал из коллекции Третьяковской галереи давно ждал специального исследования и показа. Некоторые рамы, так называемые авторские, создавались по эскизам самих художников непосредственно к их работам. К ним относятся рама для картины "В мастерской художника" К.ЕМаковского (1881) и рама для "Портрета неизвестной" И.К.Макарова (1860), в декоре которой резные герб и девиз позволяют предположить, что на полотне изображена дама из рода Лермонтовых. Рамы заказывались авторами в известных русских и европейских мастерских С.А.Абросимова, А.А.Грабье, А.Мо, А.Жеселя, П.Омбера и у индивидуальных рамщиков – Гребенского, М.Д.Левозорова и других. 

Т.А.Нефф (1804–1876)
Мечтание. 1840-е
Выставку составят около 150 произведений из собраний Третьяковской галереи, Исторического музея и из нескольких частных коллекций. Помимо монументальных живописных произведений в обрамлениях и рам, экспонируемых отдельно, зрители увидят шедевры декоративно-прикладного искусства малых форм – костяные резные иконы и изящные рамки для фотографий фирмы Карла Фаберже. 

Особенностью выставки станет ее организация в пространстве музея. Основная часть экспозиции развернется на двух этажах Инженерного корпуса. Здесь будут представлены обрамления икон – киоты, оклады, фрагменты иконостасов, а также разные типы рам XVIII и XIX веков, трансформации и метаморфозы границ художественного произведения в целом в XX веке. Одной из центральных работ, на примере которой прослеживается взаимодействие программы картины и декора ее обрамления, является "Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве" И.Е.Репина (1886). К выставке была проведена масштабная реставрация и самой картины, и ее уникальной рамы: все элементы обрамления были детально изучены, что позволило раскрыть их смысловое значение. 

В.В.Пукирев (1832–1890)
Неравный брак. 1862
Некоторые произведения, необходимые для создания более полного представления о бытовании рамы в России, являются неотъемлемой частью постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Чтобы не нарушать логику ее построения, картины останутся на своих местах в залах основного здания в Лаврушинском переулке и будут снабжены специальными экспликациями. В их числе "Неравный брак" В.Д.Пукирёва (1862), "Апофеоз войны" В.В.Верещагина (1871) и ”Что есть истина?” Христос и Пилат" Н.Н.Ге (1890), "Демон поверженный" М.А.Врубеля (1902, Реставрация рамы к картине осуществлена в 2014 году при поддержке Благотворительного фонда "РЕНОВА").

Проблема взаимоотношений произведения искусства и его границ находилась в сфере внимания искусствоведов, филологов, философов ХХ столетия. Одно из наиболее интересных рассуждений на эту тему принадлежит испанскому философу Хосе Ортеге-и-Гассету. В экспозиции будут представлены российские и зарубежные издания, в которых изложен опыт научной и выставочной работы с рамами. 

Выставка станет продолжением масштабной работы по реставрации, изучению и каталогизации уникального фонда художественных рам, которым обладает Третьяковская галерея. На выставке представлены рамы, изготовленные из самых разных материалов и в различных техниках: прорезная резьба, мастичный декор; гипс и папье-маше, использование в декоре рам бархата и кружева, эмалей и драгоценных металлов. В ходе работ некоторым живописным  произведениям были возвращены "родные" рамы, таким образом удалось восстановить изначальные "идеальные пары". На всем протяжении подготовки к выставке специалисты по реставрации деревянных основ и багета работали совместно с резчиками, восполнявшими крупные утраты. Научные консультации кураторам проекта оказывали сотрудники Института археологии РАН и Московского государственного университета леса. 

И.К.Макаров (1822–1897)
Портрет неизвестной. 1860
К выставке подготовлен каталог, явившийся итогом работы большого научного коллектива авторов. Благодаря этому изданию многие уникальные рамы будут опубликованы впервые и, тем самым, введены в научный оборот. Помимо многочисленных иллюстраций книга содержит статьи ведущих историков русского искусства, раскрывающие феномен рамы, особенности ее бытования на русской почве, ее "приключения" и трансформации на путях долгого исторического развития. Каталог содержит чрезвычайно ценный справочный материал: подробную библиографию по избранной теме, справочник терминов, а также справочник рамных мастерских и рамных мастеров. Работа по составлению этого необходимого справочника была предпринята впервые. В последние дни работы выставки, в ноябре 2014 года, пройдет открытая научная конференция, доклады которой будут посвящены как конкретным памятникам, так и теоретическим вопросам "философии рамы".

Помимо каталога к выставке подготовлены: издание из серии "История одного шедевра", посвященное картине И.Е.Репина "Прием волостных старшин…" и ее раме (при поддержке ОАО "ТВЭЛ"), книга для детей "Про рамы и картины" (при поддержке компании ВР), детское лото. 

В образовательную программу войдут лекции, встречи со специалистами и интерактивные детские занятия на выставке, а также викторина, в которой смогут принять участие все посетители. В рамках программы на выставке будет показан мультфильм Ф.С.Хитрука "Человек в рамке" (1966), а также специально подготовленные к выставке фильмы о технологии реставрации рам и о "диалогах" картины и рамы на примерах собрания Третьяковской галереи.   

Обрамлению картины отведена важнейшая роль презентации произведения и обозначения границы его присутствия в пространстве. И если "правильная" рама способна подчеркнуть совершенство живописи или рисунка, то неверно подобранная может нивелировать достижения художника. Третьяковская галерея своей зрелищной и яркой выставкой представляет зрителям прекрасные примеры "диалога" картины и рамы и позволяет насладиться лучшими образцами драгоценных оправ. 

 

 

  

При поддержке: 
 

  АНДРЕЙ
ФИЛАТОВ

 

Информационный партнер

 



Информационная поддержка