Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Декабрь
пн вт ср чт пт сб вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
события за месяц

Зинаида Серебрякова. Парижский период. Александр и Екатерина Серебряковы. Из собрания "Fondation Serebriakoff", Париж

14 февраля 2014 — 30 марта
 
                  
Министерство культуры Российской Федерации | Государственная Третьяковская галерея |
Fondation Serebriakoff, Париж | Фонд Зинаиды Серебряковой, Москва

Инженерный корпус, 3-й этаж, Лаврушинский переулок, 12 
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ 

Культурно-образовательная программа к выставке

 

Экспозиция, подготовленная к 130-летию со дня рождения Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884–1967), живописца, рисовальщика, принадлежавшей к плеяде художников-мирискусников "второй волны", представительницы прославленной художественной династии Бенуа-Лансере, – значительное событие в выставочной практике Третьяковской галереи.

З.Е.Серебрякова.
Девушка на балконе. 1931
Вслед за показом произведений В.Д.Баранова-Россинэ, Н.А.Загрекова, Н.А.Тархова, М.В.Верёвкиной, Н.И.Фешина, Н.С.Гончаровой музей продолжает последовательно знакомить публику с творчеством художников русского зарубежья, часто неизвестным на родине. Драматические события начала ХХ века вынудили уехать в эмиграцию целую плеяду талантливых мастеров. Показ их наследия в России – попытка создать целостное представление о русском искусстве прошлого столетия.

С тех пор как в 1910 году полотно "За туалетом. Автопортрет" (1909) было приобретено Советом Третьяковской галереи на VII выставке Союза русских художников и вошло в экспозицию музея, З.Е.Серебрякова стала одним из самых любимых публикой живописцев. В своем творчестве, стилистически близком неоакадемическому направлению, она создала наиболее обаятельные в русском искусстве женские и детские образы.

З.Е.Серебрякова. Булочница. 1927
Более половины жизни, начиная с 1924 года, З.Е.Серебрякова жила во Франции. Произведения этого периода долгое время были почти неизвестны в нашей стране. Первая крупная выставка ее произведений в СССР, включавшая французские работы, была устроена при участии художницы в 1965–1966 годах в Москве, Киеве и Ленинграде. Большинство привезенных из Парижа работ было приобретено крупнейшими музеями страны, в том числе в Третьяковскую галерею поступила серия великолепных пастелей. Настоящая выставка станет первой в России, целиком посвященной зарубежному творчеству художницы. В экспозицию вошло более 70 работ Серебряковой, хранившихся в ее парижской мастерской и никогда ранее не выставлявшихся в нашей стране.

Серебрякова росла и формировалась как художник в кругу большой семьи, членами которой были архитекторы, живописцы, графики, скульпторы, теоретики искусства, во многом определявшие пути русской культуры; в усадебном доме, окруженном деревенским пейзажем; в соприкосновении с наследием классики, воспринятым ею в поездках с матерью и дядей, А.Н.Бенуа, по Италии. Недолгое обучение в художественной студии княгини М.К.Тенишевой, студии О.Э.Браза в Петербурге и Академии Гранд-Шомьер в Париже обогатило ее навыками работы с натуры.

З.Е.Серебрякова.
Портрет Екатерины. 1929
Любовь к русским художникам второй половины XVIII – первой половины XIX века и мастерам итальянского Возрождения сказалась на ее пластическом языке сдержанным лаконизмом и упругостью линий, подчеркнутой рельефностью форм, выбором сложных ракурсов в композициях. Начав работать как портретист, Серебрякова вскоре проявила себя мастером сюжетной картины, создав цикл эпических полотен на темы сельского труда, где запечатлела идеальный образ русской крестьянки.

Трагические события 1917 года, смерть мужа, разорение родовой усадьбы Нескучное, отсутствие средств к существованию стали причиной отъезда Серебряковой во Францию в надежде на заработок. Однако поездка, запланированная как временная, оказалась пожизненной эмиграцией. Двоим из ее четверых детей, Александру и Екатерине, удалось переехать к матери; старших – Евгения и Татьяну – Серебрякова увидела только через сорок лет.

Несмотря на трудности эмигрантской жизни, отсутствие регулярных заказов, зачастую полную невостребованность, Серебрякова сохранила самобытность художественного мышления и языка. Она осталась равнодушна к новаторским течениям современного европейского искусства и продолжала отстаивать собственные творческие принципы, оставаясь верной стилистическим и мировоззренческим традициям "Мира Искусства".

З.Е.Серебрякова.
Марокканка с ребенком
на руках. Марракеш. 1932
На выставке представлены все жанры, характерные для французского периода творчества художницы: портрет, пейзаж, натюрморт и один из наиболее любимых ею – ню. 

Портреты представителей французской и русской аристократии стали для Серебряковой основным источником заработков. Она часто писала несколько вариантов портретов, добиваясь передачи внутреннего мира модели. Из-за недостатка средств на дорогостоящие масло и холсты, а также стремясь к быстроте исполнения, художница стала много работать в графических техниках – пастелью, цветными карандашами, акварелью, достигнув в них исключительной виртуозности.

В экспозицию вошли мастерски исполненные детские портреты, например "Портрет сына Сергея Прокофьева" (1927). Но особенно выразительны изображения ее собственных детей – Александра и Екатерины, самых частых и любимых моделей.

В эмиграции Серебрякова стремилась вернуться к темам и сюжетам, увлекавшим ее в России, — монументальным и идиллическим образам крестьян, когда-то вдохновившим ее на полотнах А.Г.Венецианова. На выставке представлен триптих "Баня" (1926), созданный в продолжение знаменитого, исполненного на родине цикла "Бани".

З.Е.Серебрякова.
Сидящая марокканка. 1928
Начиная с 1926 года Серебрякова смогла позволить себе выезжать с детьми из Парижа на этюды – в Бретань, на юг Франции, Корсику, в Италию, Англию, Швейцарию. На выставке экспонируются созданные в этих поездках живописные и графические пейзажи, портреты местных жителей, крестьян. В написанных маслом "Булочнице с улицы Лепик" (1927) и "Торговке овощами в Ницце" (1931) Серебряковой удалось точно передать характерность французских типажей.

 Особое место в наследии художницы занимает цикл работ, созданных во время двух коротких поездок в Марокко в 1928–1929 и 1932 годах. Яркие, эмоциональные, отличающиеся редкой живописной маэстрией, произведения наполнены восхищением красотой восточной жизни: экзотическими пейзажами, людьми и жанровыми сценами на улицах и базарах Марракеша, Феса, Сефру. Марокканский цикл, свидетельство наивысшего подъема в зарубежном творчестве художницы, в первый раз представлен зрителю столь широко.

Показ произведений Серебряковой дополнен впервые привезенными в Россию работами ее детей – Александра (1907–1995) и Екатерины (род. 1913). Они сформировались как художники в атмосфере парижской мастерской своей матери; обоих отличает дар миниатюристов, совершенное владение акварельной техникой. Их произведения являют пример соединения европейских и русских художественных традиций, присущего творчеству всех поколений Бенуа-Лансере-Серебряковых.

Настоящий показ станет новым этапом в изучении французского периода творчества Серебряковой. 

К выставке опубликован альбом-каталог; подготовлена образовательная программа, включающая лекции и авторские экскурсии.

 
 

Информационная поддержка