Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
события за месяц

В рамках программы "Третьяковская галерея открывает свои запасники". Обложка – лицо книги

10 октября 2014 — 11 января 2015

Министерство культуры Российской Федерации | Государственная Третьяковская галерея

Крымский Вал, 10, залы 21-22
СХЕМА
 ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ

 Образовательная программа к выставке
 

Книжная графика – область пересечения нескольких участников художественного процесса: литераторов, художников, издательств, читателей. Одновременно это пространство взаимодействия нескольких составляющих: шрифта, графического дизайна и текста. Выставка в Третьяковской галерее представляет обложку книги в качестве самостоятельного художественного произведения, которое существует как синтез авторского текста и его интерпретации художником, открывает читателю характер книги и одновременно определяет ее адресата.

С.С.Попов. Обложка
для нот В.Колло "Радио.
Эксцентрический
танец". 1929
Экспозиция знакомит с книжными и журнальными обложками, созданными с 1917-го до конца 1930-х годов. Это был яркий и стилистически многообразный период, когда одни художники разрабатывали новаторские приемы и формы, а другие бережно сохраняли лучшие традиции книжного оформления.

На выставке представлены основные типы оформления книжных обложек: шрифтовые, орнаментальные, сюжетные. Экспонаты демонстрируют последовательную смену вкусов и интересов художников, литераторов, издателей.

В обложках первых послереволюционных лет, созданных С.В.Чехониным, А.А.Поманским, В.П.Белкиным, А.М.Арнштамом, читается поиск языка, адекватного новому времени. В жанре книжного оформления реализовывали себя молодые мастера авангарда: А.А.Экстер, Л.С.Попова, Н.И.Альтман, Л.М.Лисицкий, готовые к дерзким экспериментам с плакатными и типографскими формами, со смелым монтажом элементов, включением фрагментов фотографии в пространство обложки. Изящная простота, элегантность работ В.В.Воинова, М.М.Адамовича, М.П.Бобышева, А.Я.Головина, Н.Е.Лансере и пышная орнаментация листов Д.И.Мельникова, С.Я.Витберга демонстрируют связь с традициями, возникшими в начале ХХ века в кругу объединений "Мир искусства" и "Золотое руно". Эта же линия развития угадывалась позже, в 1930-х, в работах П.А.Шиллинговского для ленинградского издательства Academia.

С.В.Чехонин. Обложка
к альманаху "30 дней"

В 1920-е годы еще было заметно различие сформировавшихся ранее основных школ русской графики. Так, в Москве выделялась линия московской ксилографии с ее многодельным мастерством и неброским богатством изображений и орнаментации.  Ведущая роль здесь принадлежит В.А.Фаворскому – художнику книги, теоретику и педагогу. Он вдумчиво разрабатывал проблему шрифта как пластической формы, соотношение черного и белого, приемы стилизации. Работы его учеников, студентов Вхутемаса–Вхутеина, А.Д.Гончарова, Л.Р.Мюльгаупта, Г.А.Ечеистова также представлены на выставке. Н.И.Пискарев, возглавлявший книгопечатное отделение графического факультета этого вуза, много внимания уделял наборному шрифту, рассматривая его как один из важнейших элементов художественно-полиграфического оформления книги. 

В работах представителей петербургско-петроградско-ленинградской школы проявлялся строгий вкус и ясность графического языка в изобразительных элементах обложки, в богатстве вариаций изысканных шрифтовых решений (В.М.Конашевич, Э.А.Будогоский, М.В.Маторин, С.М.Пожарский). Главную роль в сложении новой детской книги сыграли молодые ленинградские художники А.Н.Самохвалов, А.Ф. Пахомов, В.В.Лебедев, В.И.Курдов, группировавшиеся вокруг издательства "Радуга" и Детгиза, организованного позднее С.Я.Маршаком. Близок к этой группе был и Н.А.Тырса. В работах ленинградских мастеров есть лаконизм, но нет схематизма, есть занимательность, но без излишних деталей и дробности формы. Над книгой, в том числе и детской, работали и сподвижники К.С.Малевича, создавая новые формы, уже не связанные тесно с традицией основоположника (Л.А.Юдин, В.М.Ермолаева), и ученики П.Н.Филонова, например Т.Н.Глебова, в чьих композициях читается родство со стилем учителя.

Л.М.Лисицкий. Папка.
Для для проунов
("Kestnermappe"). 1923
В 1930-е годы общая картина постепенно менялась. Советская художественная культура еще во многом сохраняла тенденцию к упрощению формального языка, но в то же время демонстрировала интерес к эталонам мирового культурного наследия, решительно отодвинутого, а то и отвергнутого в 1920-е. Общей тенденцией 1930-х годов в СССР стал отказ от строгости стиля 1920-х и новый подъем неоклассики и "неоампира". Под влиянием издательских требований постепенно формировался единый стиль советской книги. К наиболее ярким авторам относятся Ю.А.Васнецов, который оформлял книги сказок, любимые многими поколениями, и Е.А.Кибрик, создавший яркие и незабываемые образы героев повести Р.Роллана "Кола Брюньон". 

Выставка, особенно актуальная на фоне расцвета тех направлений современного графического дизайна, которые ориентируются на образцы изобразительного искусства 1920–1930-х годов, позволит увидеть книжные обложки и переплеты, созданные более чем 70 художниками. Эти работы хранятся в фондах и редко демонстрируются широкой аудитории. Большинство из них было выпущено советскими издательствами, некоторые сохранились лишь в эскизах. В дополнение к произведениям графики в витринах будут представлены образцы редких книг из научной библиотеки Третьяковской галереи.

 

Информационная поддержка