Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Июль
пн вт ср чт пт сб вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
события за месяц

Павел Федотов. Театр жизни. К 200-летию со дня рождения

25 февраля 2015 — 14 июня
Лаврушинский переулок, 12, 3-й этаж 
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ 
 
 

Павел Андреевич Федотов (1815–1852) – живописец и рисовальщик, один из наиболее любимых русских художников, автор хрестоматийно известных картин. Федотова называли "русским Хогартом" и "Гоголем в красках". Он изображал "человеческую комедию" русского общества 1840-х годов в широком разнообразии "типов" и "положений". Задача крупнейшей выставки сезона в Третьяковской галерее – дать наиболее полное представление о наследии Федотова и познакомить зрителя с его личностью и судьбой.

Разборчивая невеста. 1847
1830–1840-е годы – время творческого становления художника. Оно пришлось на период, когда русское искусство обратилось к широкой демократической аудитории, когда в обществе возрастал интерес к бытовому жанру и все большую активность демонстрировала сатирическая журнальная графика.

Федотов видел себя продолжателем традиции нравоописательного искусства англичан У. Хогарта и Д. Уилки, французских рисовальщиков П.Гаварни и Ж.Гранвиля. В характере изображения деталей и тонкости живописной отделки художник ориентировался на малых голландцев.

Третьяковская галерея хранит наиболее значимые, ключевые произведения Федотова. В свое время П.М.Третьякову удалось приобрести уникальную серию сепий с развернутыми сюжетными сценами, один из вариантов картины "Вдовушка", а также ряд рисунков.

Впоследствии в собрание галереи вошли произведения из коллекций К.Т.Солдатёнкова, Ф.И.Прянишникова и других. Если живописные полотна художника (такие, как "Сватовство майора" или "Завтрак аристократа") украшают постоянную экспозицию музея, то графические работы экспонируются очень редко.

Знакомство с выставкой начинается с раздела, посвященного московским корням Федотова. Здесь представлены немногочисленные портреты его родных и акварели с видами Москвы. Впервые на выставке демонстрируется цикл рисунков из собрания Государственного Русского музея, в юмористическом тоне повествующий о рождении "гениального живописца" – так их автор иронизировал над своей судьбой, не предвещавшей художественного поприща.

Завтрак аристократа. 1849–1850
Десять лет жизни Федотова было отдано военной службе – окончив с отличием Московский кадетский корпус, куда его десятилетнего определил отец, он поступил в привилегированный лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге.

Время от времени Федотов посещал вечерние Рисовальные классы Императорской Академии художеств и вскоре стал знаменит в своем кругу как полковой художник, рисовавший лучше всех сослуживцев. Оставив в 1844 году службу, Федотов посвятил себя искусству, в котором он видел средство преподавания обществу нравственных уроков. 

В центральном разделе выставки представлены главные жанровые произведения Федотова: серия сепий, четыре картины и сюжетные акварели "нравственно-критического рода". Они привнесли в русскую живопись бытовой жанр с острой фабулой, развитой драматургией.

Пространство картин построено по театральным законам, действия героев "отрежессированы". Архитектура экспозиции акцентирует этот характер федотовских композиций: действие картин "„Свежий кавалер“. Утро чиновника, получившего первый крестик", "Разборчивая невеста", "Сватовство майора" и "Завтрак аристократа" протекает в единой зоне, напоминающей сценическую "коробку". 

Знаменитое произведение "Вдовушка" обозначило поворот в творчестве художника от сюжетной занимательности к передаче внутреннего состояния и настроения персонажей. Его замысел был подсказан частной житейской историей – вдовством сестры Федотова.

Вдовушка (вариант с лиловыми
обоями). 1851–1852
Однако работа над полотном обернулась поиском новой образности, метафорического, а не повествовательного решения темы. В экспозиции представлены три варианта картины, в которых художник варьирует колорит, меняет типаж героини и отдельные детали, уходит от жанрового характера сцены, создает грустную элегию.

Поздние работы художника свидетельствуют о нарастающем беспокойстве и болезненности его душевного состояния, приведшей к ранней кончине. В этих произведениях художник отказывается от развитого действия, живопись психологизируется, передает тревогу и смятение.

Так, в рисунках к полотну "Игроки" заметно меняется характер линии и штриха. В живописи картины "Анкор, еще анкор!" акцентируется роль светотени и цвета. Упрощаются контуры, лаконичнее становятся формы, лихорадочней штриховка и работа кистью, художественный образ рождается из цветовой экспрессии и тревожной атмосферы, пронизывающей полотно.

В отдельной части экспозиции представлены портреты кисти Федотова, считающиеся кульминацией в развитии русского интимного портрета. В них автор ставил своей целью запечатлеть искренний, откровенный камерный образ.

Монографическая выставка демонстрирует многообразие творческих интересов Федотова и тем самым позволяет зрителям понять, что его искусство выходит далеко за границы иронии, сатиры и критического реализма. 

 

При поддержке

Новиков
Анатолий Иванович

 

Информационная поддержка