Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Июнь
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
события за месяц

Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией

13 марта 2015 — 26 июля
Крымский Вал, 10, залы 39–42
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ
 

Благодаря новому проекту Третьяковской галереи современный зритель, более 20 лет живущий в пространстве "второй", виртуальной реальности, познакомится с периодом, когда она только зарождалась. Выставка, посвященная советскому гиперреализму, впервые представляет во всем многообразии отечественный вариант интернационального стиля конца 1960-х — начала 1990-х годов.

С.Н.Базилев. Тир ДОСААФ. 1983
Гиперреализм, фотореализм, острофокусный реализм — всё это названия международного художественного течения, формировавшегося одновременно в США, Европе и СССР. Можно сказать, что в контексте событий 1970–1980-х оно утвердилось как стиль холодной войны, поскольку, хотя она и началась гораздо раньше, "шестидесятники" переживали и залечивали травмы Второй мировой. 

Острый, актуальный и модный стиль объединил самых ярких художников своего времени. В начале 1970-х ведущими проводниками гиперреализма в СССР были эстонские живописцы, искусство которых не зависело от деления на "официальное" и "неофициальное". В дальнейшем центры нового течения появились в нескольких союзных республиках. 

Художники-гиперреалисты разрушали традиционную оппозицию реальности и иллюзии. Применяя фотопроекцию и работая со слайдами, они сверхнатуралистически воспроизводили объект, в результате чего произведение становилось как бы сфотографированным изображением или изображенной фотографией. Гиперреализм создает нечто существующее над реализмом, представляет статичную оболочку действительности, как в сюрреализме. 

Г.П.Кичигин. Мастерская.
Центральная часть. 1982
В советской традиции гиперреализма темой картин зачастую становились заведомо "скучные", бытовые мотивы. Благодаря отстраненности в фиксировании предметов художники достигают "сверхобъективности" изображения, а искусство перестает давать оценку той реальности, которую создает.

В экспозиции сформировано сложное пространство без прямых углов, его цель — обострить отношения между картиной и зрителем. Шесть разделов охватывают основные проблемные поля стиля: "Реальность — абстракция", "Холодная война", "Город", "Мастерская", "Вторая природа", "Я и другие".

Картины дополнены образцами "слайд-культуры" (слайды — исходники для живописных произведений, слайд-фильмы); мультипликационными фильмами, в эстетике которых сплавлены гиперреализм и поп-арт; фотографическими опытами художников.

Одновременно с выставкой "Гиперреализм" в Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается спецпроект "Николай Касаткин. Двойная картина", знакомящий с творчеством художника, близкого позициям гиперреалистов.

 

 

Информационная поддержка