Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
события за месяц

Под знаком Малевича. Графика из собрания Государственной Третьяковской галереи

23 октября 2015 — 14 февраля 2016

Крымский Вал, залы 21–22
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ
 

Казимир Северинович Малевич (1878–1935) – один из самых узнаваемых и изучаемых художников XX века. Его знаменитое полотно "Черный супрематический квадрат" впервые было продемонстрировано публике на легендарной Последней футуристической выставке картин "0, 10", которая открылась 19 декабря 1915 года. К юбилею ключевого для XX столетия произведения и выставки "0, 10" Третьяковская галерея показывает редко экспонируемые графические работы Малевича и художников его круга.

К.С.Малевич. Автопортрет. 1908–1910
Настоящая выставка — центральное событие юбилейного года в ряду таких, как прошедший спецпроект "Ночь в квадрате" (в рамках акции "Ночь в музее"), запуск мобильного приложения "Прогулка по Москве Казимира Малевича", цикл лекций "Казимир Малевич: три возраста художника" и предстоящую презентацию издания из серии "История одного шедевра", посвященного "Черному квадрату".

В самой архитектуре залов посетитель встретится с пространственной реконструкцией супрематических форм. Структура выставки подчинена внутренней логике феномена "Малевич и художники его круга": графика Малевича и произведения остальных художников, представленные в двух разделах: "Супремус" и "Уновис".

В супрематических работах Малевич декларировал оппозицию предметности, основанную на приоритете чистой геометрической формы. Пластический принцип заключался в комбинировании локально окрашенных геометрических плоскостей, парящих в бесконечности белого пространства. Едва ли не бόльшая часть творческого наследия Малевича, хранящегося во многих музеях мира и в частных собраниях, приходится на графику: иллюстрации к кубофутуристическим книгам, эскизы костюмов и декораций к театральной постановке "Победа над солнцем", литографии и рисунки к ним. Но самую значительную долю составляют наброски и эскизы осуществленных и неосуществленных композиций или отдельных их деталей. Они стали бесценными документальными свидетельствами живого процесса рождения и кристаллизации художественного замысла. 

Стремясь зафиксировать свое положение лидера беспредметности, в 1916–1917 годах Малевич организовал художественное общество "Супремус". В него вошли Н.Удальцова, О.Розанова, И.Клюн, В.Пестель, Л.Попова, А.Крученых и другие художники, в той или иной мере следовавшие или сочувствовавшие супрематизму. Для некоторых из них супрематизм оказался скорее импульсом к поискам индивидуального пути в беспредметности, нежели прямым руководством к действию. 

Наиболее последовательной супрематисткой являлась Розанова, что отмечал и сам Малевич. Удальцова и Экстер, комбинируя геометрические плоскости, в своей трактовке пространства оказывались по сути ближе к кубизму, нежели к супрематизму. Клюн и Пуни нередко применяли для супрематических композиций цветные фоны, что противоречило одному из основополагающих принципов супрематизма – идее "белой бесконечности" пространства.

Попова, отказавшись от идеи парящих форм, уплотняла конструкции, "сбивала" их в монолиты, сосредоточившись на создании "живописной архитектоники". Примечательно, что для эскиза эмблемы общества "Супремус" Попова избрала формой не черный квадрат, а черный неправильный четырехугольник с динамичными резкими очертаниями, характерный скорее для ее собственных композиций. Тем самым она невольно, а может быть, и сознательно обозначила границу между истинным супрематизмом и его интерпретацией не слишком ревностными последователями. Планы деятельности общества, в которые входило издание журнала, обсуждались вплоть до весны 1917 года, однако так и не были реализованы. 

Возможность основать "партию супрематизма", сформировать круг преданных учеников Малевич обрел в 1919 году, став преподавателем Витебской народной художественной школы и основав группу "Уновис". Несмотря на разность творческих судеб, уровня художественной одаренности, степени подверженности власти малевичевской харизмы, члены Уновиса образовывали достаточно цельное и яркое сообщество. 

В качестве важнейшей миссии Уновиса осознавалось создание супрематического утилитарного мира, перенос художественной системы супрематизма из области чистого искусства в оформление среды. Народная художественная школа получала от витебских властей задания декорировать фабричные и заводские предприятия, мастерские, склады, магазины и Городской театр для торжественного заседания делегатов и рабочих Комитета по борьбе с безработицей. Уновисом было выполнено праздничное оформление города к 1 мая 1920 года. 

В мае 1922-го состоялся первый выпуск студентов института; в числе выпускников были И.Чашник, Л.Хидекель, Н.Суетин, Л.Юдин. Художественно-практическому институту приходилось все время отбивать атаки противников левого искусства, обвинявших Малевича в односторонности его преподавательской системы и пытавшихся внедрить в училище традиционное академическое направление. Летом 1922 года Малевич с частью учеников (И.Чашник, Н.Суетин, Л.Хидекель, Х.Каган, Е.Магарил, Е.Рояк, Г.Носков) уехал в Петроград, где он возглавил МХК (Музей художественной культуры), а затем Гинхук (Государственный институт художественной культуры). Совместная работа бывших уновисцев продолжилась в Гинхуке, открыв новую страницу педагогической и творческой деятельности Малевича.

Графические произведения часто становятся предметом интереса профессиональных исследователей, но остаются почти неизвестны широкой публике. Рисунки и печатная графика Малевича и его учеников репродуцируются значительно реже, чем живописные произведения супрематизма, но и опубликованные они часто оказываются представленными вне контекста взаимного влияния. Настоящая выставка и монография, подготовленная Т.В. Горячевой, восполнят этот пробел.

 

При поддержке 

 

Информационная поддержка