Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
события за месяц

Павел Кузнецов. Сны наяву

4 сентября 2015 — 13 декабря

Лаврушинский переулок, 12, 3-й этаж
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ
 

 

Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878–1968) вошел в историю искусства как лидер второго периода русского живописного символизма, организатор выставок "Алая роза" и "Голубая роза", которыми открылся ХХ век. "В плеяде изумительных он был самым изумительным. Кузнецов был мечтателем, его друзья были забавниками. Он видел, они сочиняли. Он смотрел внутрь, они наружу" (А.Эфрос).

Последняя большая персональная выставка П.В.Кузнецова в Москве состоялась в 1978 году. Выросло уже не одно поколение зрителей, не имеющих полного представления о творчестве классика нашего искусства. Выставка в Третьяковской галерее должна исправить эту ситуацию.

Выставка открывается работами, которыми Кузнецов "дебютировал" в истории русского искусства: картинами и графикой периода "Голубой розы". Значимые источники кузнецовского стиля — традиция искусства В.Э.Борисова-Мусатова и эстетика гобелена.  

Во всех залах графические листы соседствуют с живописными работами. Символистскую живопись дополняют акварели, орнаментальная журнальная графика и эскизы декоративных панно; в "степном" зале показаны рисунки разных лет, созданные в поездках по киргизским степям, в том числе восемь небольших произведений, выполненных тушью, в которых гармонический мир кочевников представлен с помощью графических средств — линейного рисунка и "воздуха" чистого листа, т.е. рисунки и живопись выступают в ансамбле.

 

Графическое наследие Кузнецова обширно, и, хотя большую часть составляют натурные рисунки и наброски (тот постоянный труд художника, который редко находит место на выставках и который обычно считается черновым материалом), среди них есть прекрасные образцы графического искусства, когда двумя-тремя линиями или пятнами создается цельный выразительный образ.

Как и живопись, графика Кузнецова отличается пространственностью, "проницаемостью" изобразительной поверхности, композиция — ритмической точностью, а колорит — сиянием цвета. Художник создавал станковую графику, журнальные рисунки, книжные иллюстрации, используя технику акварели, карандашного рисунка, литографии.

Выставка призвана показать подлинный масштаб дарования Павла Кузнецова и дать возможность почувствовать непреходящую гармонию его творений. Некоторые работы современный зритель увидит впервые; многие из них прошли очень сложную реставрацию, обусловленную спецификой кузнецовских поисков монументальности, приближения техники станковой живописи к фресковой.

 

  

 Поддержка проекта 

М. Мамонтова

 

Информационная поддержка