Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Июнь
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
события за месяц

Материалы и техники гравюры. Ксилография. В рамках программы "Третьяковская галерея открывает свои запасники"

30 октября 2015 — 15 мая 2016

Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ

Цены на билеты
 

Третьяковская галерея представляет графические шедевры, выполненные в технике ксилографии – древнейшем виде гравюры, выполняемой на дереве. Эта выставка открывает серию экспозиций, знакомящих зрителей с материалами и техниками гравюры.

Ксилография получила распространение по всему миру и существует во многих национальных вариантах. Такая популярность объясняется многообразием областей ее применения: книга, прикладное искусство, народное творчество.

Особенность этой техники – идеальная совместимость печатной формы (гравированной доски) с типографскими литерами. Их можно верстать вместе, что упрощает процесс создания художественно оформленной иллюстрированной печатной книги, а книги с картинками остаются популярны в XXI веке так же, как были в XVI.

Выставка показывает все виды и жанры ксилографии и ее изобразительные возможности – от лубочной картинки до авторской ксилографии и линогравюры, которая рассматривается как ответвление ксилографии.

Гравюра – вид искусства, где сильно ремесленное начало. Путь создания законченного произведения в гравюре – оттиска, эстампа – долгий, многоэтапный, и каждый этап открывает возможности для творчества. При всем многообразии все разновидности гравюры по дереву (или линолеуму) создаются по единому принципу.

  • Создается эскиз. В рисунке автором учитывается будущее зеркальное отображение изображения.
  • Выбирается основа для создания печатной формы: продольная или торцевая деревянная доска, кусок линолеума или пластика.
  • Доска грунтуется, рисунок переносится на доску.
  • Линии и плоскостные пятна рисунка гравируются (обрезаются) так, что они остаются на выпуклых ("высоких") участках вырезанного на печатной форме рельефа. Все, что не является рисунком, срезается ниже. Поэтому ксилографию и линогравюру еще называют техниками высокой печати.
  • Валиком на доску накатывается краска.
  • На поверхность доски с нанесенной краской кладется лист бумаги. Оттиск может делаться вручную, посредством притирания бумаги к доске или при помощи ручного рычажного пресса или типографского электрического пресса-станка. С одной доски могут быть сделаны несколько отпечатков. В экспозиции будут представлены листы из второго тиража напрестольного Евангелия начала XVII века, с декоративной гравированной рамкой, доска которой только в первом тираже выдержала 87 080 отпечатков.

Чтобы сделать этот процесс наглядным, в залах представлены две витрины, посвященные труду гравера и процессу создания отпечатка.

Художник выбирает печатную графику, чтобы тиражировать собственный рисунок и сделать его известным широкой публике, напечатав в книге, журнале или отдельными оттисками. Для этого он должен обратиться к граверу-профессионалу или гравировать сам. На протяжении четырех столетий преобладало разделение труда: художник создавал оригинал (картину, рисунок), а гравер-репродукционист воспроизводил его. 

В начале XX века, одновременно с тем, что возникли более простые и дешевые способы репродуцирования (фотомеханические), многих художников стал привлекать сам процесс – диалог с материалом, умение его подчинить, выявить и использовать его специфические возможности. Появилось поколение молодых мастеров, живо интересовавшихся проблемами формы в искусстве, чутких к выявлению специфических качеств художественных материалов. Значительную роль сыграла педагогическая деятельность двух выдающихся мастеров ксилографии и педагогов.

В конце XIX века это был В.В. Матэ, преподававший в Центральном училище технического рисования (училище барона А.Л. Штиглица) и в Императорской Академии художеств в Петербурге. В Москве в начале ХХ века в искусство пришел В.А. Фаворский – выдающийся мастер деревянной гравюры и искусства книги и теоретик, преподававший во Вхутемасе, имевший множество учеников и последователей. 

В 1920-х годах возник социальный запрос на дешевую массовую книгу, что стало благодатной почвой для расцвета книжной иллюстрации и художественного оформления книги.

Сегодня мощную школу граверов, сформировавшуюся в России в XX веке, продолжают развивать современные авторы, творчество которых представлено на выставке.

Необычно большое для выставок графики количество представленных экспонатов – около 500 – проиллюстрирует основные этапы развития гравюры на дереве, покажет изменение ее технических приемов и художественного языка, познакомит с различными видами и жанрами ксилографии.

 

При поддержке 


Информационная поддержка