Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Июль
пн вт ср чт пт сб вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
события за месяц

Федор Рокотов (1735/36 – 1808)

19 февраля — 9 мая

 Лаврушинский переулок, 12
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ

Цены на билеты

Культурно-образовательная программа к выставке

Выставка Фёдора Степановича Рокотова (1735/1736 – 1808) в Третьяковской галерее – это 40 эталонных произведений самого таинственного художника второй половины XVIII века. Один из главных портретистов своей эпохи, он работал для петербургской и московской аристократии. Наследие художника впервые представлено в контексте мира усадебной культуры.

Это лишь третья монографическая выставка Рокотова. Она резюмирует исследования последних 50 лет и представляет зрителям новый взгляд на наследие художника. Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И.Э.Грабаря (в 1925-м была повторена в Государственном Русском музее). Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции. Большая ретроспектива мастера состоялась в Галерее в 1960-м году.

Помимо работ, бесспорно принадлежащих кисти Рокотова, она представляла много произведений художников его круга. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. Специальный раздел выставки знакомит с результатами исследований 5 портретов из собрания Третьяковской галереи, ранее приписываемых Рокотову изображений: А.И.Куракиной, В.Н.Голицыной, неизвестной в темно-красном платье, неизвестного в губернском мундире и неизвестного генерала.

Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. Первый отражает время становления живописца – период его работы в Петербурге. Как показали результаты последних исследований, два парадных портрета Екатерины II этого времени были созданы не самим художником, а учениками его мастерской.

Поскольку Рокотов был автором композиционного решения этих изображений, он поставил на них свою подпись. В следующем разделе экспозиции представлен московский период. Это время расцвета творчества Рокотова, связанное с работой над портретами многочисленных дворянских семейств. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца, исполненным для интерьеров "фамильных гнезд" – усадебных дворцов. Благодаря работам исследователей удалось очертить круг 26 усадеб, откуда происходит часть произведений Рокотова. Несколько предметов мебели и произведений скульптуры из этих усадеб и гравюры с их видами дополняют экспозицию.

Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. В созданных им образах открываются душевные качества модели. В них читается поэтика камерности и "интонация светского полушепота": отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Среди них можно найти и первый масонский журнал "Утренний свет" Н.И.Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. В целом экспозиция позволит составить достаточно полное представление об эпохе Просвещения в России.

Материал выставки раскрывает почти детективные истории XVIII века, интересные для современного зрителя, даже мало знакомого с этой эпохой. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей. Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников, и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С.П.Дягилевым.

Технико-технологические методы экспертизы решили остававшуюся для предыдущих исследователей загадку неодинаковой сохранности произведений. Экспертиза показала, что с рубежа 1760–1770-х годов Рокотов каждое десятилетие экспериментировал с количеством и составом связующего в красках.

Вместе с другими проектами сезона ("Валентин Серов", "От Елизаветы до Виктории", "Гелий Коржев") выставка Фёдора Рокотова демонстрирует многообразие вариантов жанра портрета.

 

Поддержка проекта 

 

 Информационная поддержка