Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Июнь
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
события за месяц

Сергей Герасимов. Акварель, уголь, сангина. В рамках программы "Третьяковская галерея открывает свои запасники"

13 апреля — 21 августа

Крымский Вал, 10, залы 21–22
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ

Цены на билеты
 

Сергей Васильевич Герасимов (1885–1964) — автор программных работ, классик советского искусства первой половины ХХ века. Он известен прежде всего как выдающийся живописец, тонкий колорист.

Большинство графических работ со времени организации персональной выставки к 100-летию художника не были доступны вниманию широкого зрителя. При этом рисовальное мастерство Герасимова ставит его в ряд крупнейших художников-графиков ХХ века. Экспозиция представляет акварели и рисунки С.В.Герасимова из собрания Галереи.

Сергей Герасимов — автор хрестоматийных для советского искусства картин "Колхозный праздник" (1937), "Мать партизана" (1943), "За власть Советов" (1957) и других. Без упоминания и анализа его полотен не обходится ни одно исследование советского искусства 1930-х — 1950-х годов. Герасимов был очень популярен среди коллег. Благодаря безоговорочному доверию профессионального сообщества он многократно избирался председателем Московского союза художников и секретарем правления Союза художников СССР.


В собрании Государственной Третьяковской галереи находится большой пласт графического наследия Сергея Герасимова. Здесь представлены почти все периоды его творчества: дореволюционные акварели; угольные рисунки и рисунки, сделанные сангиной, 1920-х годов; иллюстрации к произведениям русских классиков, особенно к поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"; акварели 1941–1943 годов, выполненные по дороге в эвакуацию и обратно в Москву (серии "Москва — Самарканд" и "Самарканд — Москва"), и совсем поздние акварели, исполненные в начале 1960-х годов.

В музее хранится немногим меньше 170 произведений художника. Коллекцию рисунков Герасимова начали собирать в Галерее с 1926 года, когда у автора были приобретены два выполненных углем рисунка "Пейзаж с прудом" 1923–1924 годов и "Вечер" 1925 года. От самого художника в музей поступило около 120 рисунков и акварелей. После смерти Герасимова собрание его графики продолжает пополняться благодаря семье художника и коллекционерам.

Главные темы, представленные на выставке, — жизнь русского народа (русской провинции, крестьянства, мастеровых) и пейзаж. Художник родился в подмосковном городке Можайске: "Моя родина — Можайск. Там я провел детство на окраине города, на берегу Москвы-реки, около мельницы, постоянно шумящей, с крупорушками и сукновалками. Первые впечатления, видимо, остались основой для моих дальнейших восприятий и ощущений как художника".

Экспозиция строится по техникам: акварель, угольный и сангинный рисунок и хронологически охватывает все периоды творчества мастера. В залах также расположатся скульптуры 1920-х — 1930-х годов, выполненные современниками художника.


Со студенческих времен до конца жизни Герасимов обращался к технике акварели. Ранние дореволюционные вещи написаны в годы учебы в МУЖВЗ и чуть позже: это "Ярмарка" и "Можайские ряды" (1908), "Свадебные в трактире" (1909), "Извозчик у Пречистенских ворот" (1911), "На Севере" (1913). Особой артистичностью отличаются черные акварели — иллюстрации к поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (1933–1935).

Суровая военная серия работ 1941–1943 годов была выполнена по дороге в эвакуацию и обратно (например, "Метель под Оренбургом" или "Илецкая Защита" 1943 года). Акварелью же выполнены и поздние произведения 1960-х годов: пейзажи подмосковной Барвихи или французского города Арль с его характерными красными крышами.

Особое место в творчестве художника занимают угольные рисунки 1920-х годов. Некоторые из них входят в постоянную экспозицию Третьяковской галереи на Крымском Валу и вызывают неизменный интерес у любителей искусства и коллекционеров. Это произведения времени его участия в легендарном объединении "Маковец": "Усадьба", "Пейзаж со стогами и телегой", "Натурщица" и другие. 

Рисунки сангиной, привезенные из поездок в Новгород, Псков или Баку, принципиально близки угольным рисункам и в то же время вносят колористическое разнообразие своим коричнево-красноватым тоном.
 

 Поддержка проекта 

 

Информационная поддержка



Другие события в этот день: