Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Февраль
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28          
события за месяц

Л.С.Бакст и семья Третьяковых. В рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники"

2 ноября 2016 — 29 января 2017

Лаврушинский переулок, 10, зал 44
СХЕМА ПРОЕЗДА

Цены на билеты
 

Историко-архивная выставка расскажет зрителям о любви дочери основателя Третьяковской галереи Любови Гриценко и знаменитого художника и сценографа Льва Бакста. События тех дней представлены на выставке, дополненной онлайн проектом и публикацией книги Л.С.Бакста "Серов и я в Греции". Документы, фотографии, личные вещи – свидетели романа, разворачивавшегося более 100 лет назад. 

История началась в Петербурге и продолжилась на Лазурном берегу. Любовь Павловна (1870–1928) за два года до этого пережила смерть мужа, художника-мариниста Николая Николаевича Гриценко, оставшись с дочерью на руках. Поселившись в Петербурге, молодая женщина стала появляться в дружеском кругу сотрудников журнала "Мир искусства". Лев Бакст (1866–1924)  был очарован ею и вскоре признался в своих чувствах. Весной 1903 года Любовь Павловна с дочкой жили в Ментоне. Рядом поселился и Лев Самойлович, который начал работать над большим живописным портретом возлюбленной. Он стал центральным экспонатом, вокруг которого разворачивается вся выставка. 

Художник и его невеста (именно здесь, в Ментоне они решили пожениться) увлекались фотографией. Любовь Павловна запечатлела жениха в момент работы над картиной. Представленные письма и фотографии хранят историю взаимоотношений влюбленных: "Отчего нам не быть безумно счастливыми?... Думаю, что если мы будем снисходительны друг к другу, к нашим слабостям, то нельзя себе представить пары более удачной! <…> Сердце мое дрожит от любви к тебе, и все мои успехи, мое искусство, только украсит твою жизнь" (Л.С.Бакст – Л.П.Гриценко. 7 июля 1903).

Свадьба состоялась в ноябре 1903 года. Бакст не раз рисовал жену и ее дочку от первого брака, которую ласково называл Маринушкой. Некоторые из этих набросков будут представлены на выставке. Счастливым и радостным событием стало рождение в сентябре 1907 года сына Андрея. На представленной в витрине фотографии Бакст с сыном позируют на фоне зеркала, которое вскоре войдет в экспозицию создаваемого мемориального дома-музея братьев П.М. и С.М.Третьяковых. В зеркале видно отражение Любови Павловны, сделавшей снимок. 

Артистическая карьера Льва Самойловича, часто бывавшего в отъездах, проблемы со здоровьем Любови Павловны, подолгу лечившейся на курортах, а также сложности характеров привели к разводу  в 1910 году. Но и после этого бывшие супруги оставались друзьями. Родители и дети пересылали друг другу письма, фотографии, открытки, рисунки. 

Начало Первой мировой войны, а затем революционные события 1917 года сделали разлуку неизбежными. Обосновавшись в Париже, Бакст отправлял семье деньги и продуктовые посылки, а позже с большим трудом добился разрешения на выезд сына и бывшей жены из Советской России. Переписка членов семьи за эти годы экспонируется в витринах выставки: "Дорогая моя Маринушка, ты можешь себе представить, с каким волнением и с какой болью я читал твое доброе, сердечное письмо. Ни минуты не думай, что я когда-нибудь за эти пять лет переставал непрестанно думать о маме, Андрюше и тебе!" (Л.С.Бакст – М.Н.Гриценко, 26 апреля 1921). В январе 1923 года Любовь Павловна с Андреем приехали в Париж. Воссоединившая семья ждала приезда Марины Гриценко, чтобы всем вместе отправиться на отдых. Этим планам не суждено было сбыться: летом 1924 года Лев Самойлович попал в больницу, а в декабре неожиданно скончался.

Одновременно будет переиздана книга Льва Бакста "Серов и я в Греции. Дорожные записи". Лев Самойлович собирался отправиться в Грецию с женой весной 1907 года, но оказалось, что Любовь Павловна ждет ребенка. Художнику пришлось искать попутчика, которым в итоге стал Валентин Серов. Об этом путешествии Бакст написал воспоминания в конце жизни. Книга вышла в Берлине в 1923 году и с восторгом была встречена русскими писателями-эмигрантами: Зинаидой Гиппиус, Иваном Буниным и другими. Публикуемый в данном издании текст выверен по рукописи Бакста, хранящейся в Третьяковской галерее и впервые сопровождается иллюстрациями – рисунками из дорожных альбомов обоих художников, а также редкими фотографиями и документами. 

Весь семейный архив Льва Самойловича Бакста, благодаря которому реализуется проект, передали в Третьяковскую галерею его сын Андрей Львович Бакст и падчерица Марина Николаевна Гриценко. Отдел рукописей Третьяковской галереи хранит уникальные личные фонды художников, коллекционеров и искусствоведов. Его коллекция, насчитывающая более 200 тысяч  единиц хранения, пополняется уже более 100 лет. Отдел работает как доступный для исследователей научный центр, а произведения из его собрания регулярно экспонируются на международных и отечественных выставках. 


Информационная поддержка