Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Февраль
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28          
события за месяц

Михаил Скотти. Триптих. 1612‒1613. В рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники"

2 ноября 2016 — 15 января 2017

Лаврушинский переулок, 10, зал 11
СХЕМА ПРОЕЗДА

Цены на билеты

Третьяковская галерея представляет выставку-фокус, знакомящую посетителей с новым поступлением в коллекцию. В 2016 году для галереи было приобретено полотно М.И.Скотти "Подвиг Ивана Сусанина" (1851), которое является частью триптиха, посвященного событиям Смутного времени.

С середины XIX века триптих находился в Москве, на Покровке, в доме Алексея Ивановича Лобкова, казначея Московского училища живописи и ваяния, питавшего особую любовь к русской истории и археологии. В советское время произведения были разобщены и попали в различные музейные собрания и к частным владельцам.

Впервые за сто лет собран воедино триптих: "Подвиг Ивана Сусанина" (1851, Государственная Третьяковская галерея), "Минин и Пожарский" (1850, Нижегородский государственный художественный музей), и "Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает грамоту воину" (1851, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник). Триптих будет выставлен в постоянной экспозиции, рядом с произведениями  академического искусства. Он расширит представление о том, какие тенденции существовали в историческом жанре в середине XIX века.

Михаил Иванович Скотти (1814–1861) родился в Петербурге в семье итальянского декоратора, приглашенного в Россию во времена Екатерины Великой. В 1835 году он окончил Императорскую Академию художеств и был удостоен звания "свободного художника". С 1838 по 1844 год он совершенствовал мастерство в Италии. Оказавшись на родине предков, художник целиком отдался работе над так называемым "итальянским жанром". В конце 1845-го Скотти был "возведен в звание академика по исторической и акварельной живописи". С 1849 по 1855 год он преподавал в Московском училище живописи и ваяния и в 1855-м был удостоен звания профессора. Последние годы жизни в связи с тяжелой болезнью художник провел за границей. М.И.Скотти похоронен на кладбище Монмартр в Париже.

Получивший заслуженное признание в академической среде, Скотти искал новые темы и сюжеты. 28 декабря 1850 года художник писал конференц-секретарю Академии художеств В.И.Григоровичу, что заканчивает работу над историческими картинами — "одна Минин увлекает Пожарского на место битвы, другая смерть Сусанина". В центре внимания живописца оказались героические личности русского освободительного движения. В отделе графики Третьяковской галереи сохранились подготовительные рисунки для этих произведений, которые впервые демонстрируются широкой публике.

Взглядами заказчика-славянофила А.И.Лобкова объясняется трактовка сюжета: подвиг Ивана Сусанина рассматривается как важный момент возведения на престол династии Романовых, а сам герой утверждает идею народной любви и преданности царствующему дому. 

Главными персонажами центрального произведения являются нижегородский посадский человек Кузьма Минин (?–1616) и князь Дмитрий Пожарский (1578–1642). 

Герой третьего полотна — игумен Троицкого монастыря Дионисий Зобниновский (около 1570 – 1633) — прославился как вдохновитель народного сопротивления. Он сочинял "грамоты поучительные", которые "писцы борзые и доброумные" переписывали, а затем "во все города их посылал". При освобождении Москвы Дионисий совершил молебен на Лобном месте перед вступившим в столицу русским войском.

Триптих работы Михаила Скотти — не иллюстрация к учебнику истории, а художественное осмысление происходивших событий. Мастер использует холсты небольшого размера, тем самым сосредотачивает внимание на лицах персонажей — применяет, говоря языком кино, "крупный план". У Скотти доминирует не "хоровое пение", а голос солиста, что позднее будет характерно для работ художников-передвижников. В его исторических картинах мы находим ряд романтических черт: эмоциональную насыщенность сюжета, патетический накал чувств, душевное смятение героев. Однако камерная форма произведений и трактовка образов делают их предтечами стиля "историзм" в живописи. 

Третьяковская галерея благодарит Отара Маргания за финансовую помощь в приобретении полотна "Подвиг Ивана Сусанина", существенно дополнившего коллекцию произведений М.И.Скотти в музее.

 
Поддержка проекта

Отар Леонтьевич Маргания

 

Информационная поддержка