Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Апрель
пн вт ср чт пт сб вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
события за месяц

Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения

20 апреля — 23 июля

Крымский Вал, 10, залы 80–82
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ

Цены на билеты
 

Третьяковская галерея представляет первую в России выставку Джорджо де Кирико (1888−1978) — итальянского живописца, скульптора, сценографа и поэта, одного из ведущих мастеров в искусстве ХХ века, предтечи сюрреализма и основателя движения "Метафизическая живопись".

Во время встречи Президента Российской Федерации Владимира Путина с Президентом Итальянской Республики Серджо Маттареллой этот проект был отмечен среди важнейших для развития культурных связей двух государств. Совместная выставка Третьяковской галереи и Фонда Джорджо и Изы де Кирико проходит в рамках Открытого Фестиваля Искусств "Черешневый лес" при поддержке компании Bosco di Ciliegi.

Искусство транснационально по своей природе. Произведения Джорджо де Кирико, размещенные в залах Третьяковской галереи рядом с русским искусством ХХ века, позволяют обнаружить многие параллели и взаимовлияние различных художественных направлений. Рассмотрение его в контексте одновременных художественных процессов обогащает восприятие, придает важные дополнительные смыслы. Выставка де Кирико позволит зрителям осмыслить его влияние на русских художников – К. Малевича, А. Шевченко, А. Дейнеку, К. Рождественского, В. Ермолаеву, трансформировавших в своих работах некоторые приемы и мотивы живописи мастера. 

Впервые четыре картины Джорджо де Кирико экспонировались в Москве в 1929 году, в 1930-х были показаны его рисунки и офорты. Настоящая выставка в Третьяковской галерее демонстрирует главные грани творчества мастера: ранние картины, свидетельствующие об увлечении искусством швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина (1827–1901), классическую "метафизическую" и неометафизическую живопись, обращение к интерпретации античности и мифологических сюжетов, интерес к живописи старых мастеров, а также автопортреты.

Экспозиция состоит из нескольких разделов. Первый, "Путь метафизики", раскрывает суть метафизической живописи, погружает в круг ее основных сюжетов и приемов. Определение своего искусства как метафизического, заимствованное де Кирико из арсенала философских терминов, опирается на собственно философское толкование метафизики как исследования первоначальных законов бытия, лежащих за пределами эмпирического опыта. Применительно к художественному направлению "метафизика" означает погружение в некий параллельный магический мир, наполненный событиями, понимание которых неподвластно логике и здравому смыслу, исследование мистических явлений, скрытых за внешним спокойствием и обыденностью. Загадка, таинственность пустынных площадей, меланхолия, тревожное предчувствие, реальность как иллюзия, мнимость, персонажи-манекены ─ все эти мотивы варьируются в работах разных периодов. Главным мотивом, с которого началась "метафизическая живопись" мастера, стали виды итальянских площадей. На выставке экспонирована одна из самых ранних метафизических картин – "Полуденная меланхолия" (1913, Центр Жоржа Помпиду, Париж).

Другой обширный раздел, представляющий очень важный аспект творчества де Кирико, – "История и миф". Свое обращение к интерпретации античности и мифологических сюжетов, возврат к классике он отождествлял с восстановлением духовных ценностей, утраченных как в искусстве, так и в общественной жизни. Неоклассические тенденции стали общим местом художественных поисков в 1920–1930-х годах, не избежал поворота к классической традиции и де Кирико. В живописи мастера появляются новые темы: античные мифы, гладиаторы, герои греко-римской истории.

Историзм имел в творчестве де Кирико и еще одно проявление – диалог с искусством прошлого. В разделе "Старые мастера" мы видим, что де Кирико, как маску, примерял на себя разнообразные манеры и стили – Тициана, Рубенса, Курбе, Каналетто, Буше, Ватто, Фрагонара, не только стремясь прикоснуться к великой традиции, но и как бы ставя себя в один ряд с прославленными мастерами. В данном корпусе работ особое место занимают автопортреты, во многих из которых реализована концепция исторической маски.

Важный круг сюжетов, выделенный в раздел "Вечное возвращение", затрагивает проблему влияния философских концепций на творчество де Кирико. В первую очередь это идеи Ницше, его теория "Вечного возвращения" – неизбежности повторения событий и явлений в беспрерывном течении времени, бытия как вечных песочных часов, переворачивающихся бессчетное число раз. Эта тема в творчестве де Кирико находит буквальное, литературное воплощение в вариациях на темы "Возвращения блудного сына" и "Возвращения Улисса".

Но и само творчество де Кирико в целом реализует идею круговорота и цикличности. В картинах "неометафизического" периода 1960–1970-х годов, представленных в разделе, завершающем выставку, мастер снова и снова настойчиво возвращается к уже однажды пройденным сюжетам и приемам. К 1968 году относится картина "Возвращение Улисса", которую можно рассматривать как программный манифест неометафизики де Кирико. Излюбленные художником темы развиваются и переосмысливаются, в них добавляются новые детали. Подобное самоцитирование как утонченная интеллектуальная игра с собственным искусством не только напоминает о столь почитаемой де Кирико ницшеанской идее "вечного возвращения", но и побуждает рассматривать его позднее творчество в рамках концепции постмодернизма.

Художник последователен в своей теории "метафизического искусства" и верен одному и тому же кругу сюжетов в скульптуре и графике. Скульптура реализует их в объеме, лишая фигуры условного картинного пространства, акцентируя их пластические особенности. Среди графических работ – эскизы к живописным произведениям и иллюстрации к роману собственного сочинения "Гебдомерос".

В экспозицию включены театральные костюмы, выполненные де Кирико для антрепризы Сергея Дягилева к балетной постановке "Бал" (1929) и для балетов "Пульчинелла" (1931) и "Протей" (1938).

Дизайн выставки выполнен с учетом ряда пластических мотивов работ де Кирико: колоннад и фрагментов архитектурных объектов. Эти формы воспроизводятся в четырех павильонах, внутри которых экспонируются графические произведения де Кирико, требующие особых условий освещения.

К выставке подготовлено издание, в которое вошли статьи итальянских исследователей, а также текст куратора выставки Т. Горячевой о влиянии Джорджо де Кирико на русское искусство.

 



Другие события в этот день: