Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Апрель
пн вт ср чт пт сб вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
события за месяц

Образы Флоры

25 января — 26 марта

Лаврушинский переулок, 10, зал 11
СХЕМА ПРОЕЗДА

Цены на билеты
 

Камерная выставка представляет работу западноевропейского мастера XVI века, близкую по сюжету знаменитой "Флоре" (ок. 1515–1520) итальянского живописца Франческо Мельци (1493–1570), хранящейся в Государственном Эрмитаже. В 2016 году она была представлена в стенах этого музея на выставке "Две “Флоры”". По манере исполнения "Портрет женщины в образе Флоры" напоминает произведения Леонардо: та же мягкая светотень-сфумато, изысканная сдержанность цветового решения и легкая полуулыбка. Известный исследователь творчества великого мастера, профессор Калифорнийского университета Карло Педретти считает  эту работу созданной художником Академии Леонардо да Винчи во Франции.

"Образы Флоры" — один из первых проектов долгосрочной программы камерных выставок из запасников музея в пространстве постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке. Подобные показы помогают обогатить представление как об истории отечественного искусства, так и о собрании Галереи. Эти выставки будут демонстрироваться в разных залах Третьяковской галереи, в том числе и в наименее посещаемых, чтобы внести нечто новое, свежее и неожиданное в ставшее привычным за многие десятилетия пространство музея.

В течение многих столетий образы прекрасных женщин были связаны с символикой цветов — неисчерпаемым источником метафор, пронизывающих всю историю европейского искусства. На выставке Флора представлена в окружении картин и скульптур XVIII — середины XIX века из фондов Третьяковской галереи. Цветочные мотивы наделены в них особым смысловым подтекстом. Посланцы Флоры являются атрибутами евангельских персонажей, рождают ассоциации с мифами, выступая зримой метафорой божественной красоты и загадочного женского очарования. Выставка отражает преемственность цветочных иносказаний и их интерпретацию в культуре разных эпох. 

"Портрет женщины в образе Флоры" изображает древнеримскую богиню цветов в окружении растений, связанных с весенним пробуждением земли и культом плодородия. Стены грота, где восседает богиня, украшают папоротник и плющ. Папоротник, по народным поверьям, обладает магической силой, а плющ символизирует преданность и долголетие. Правой рукой Флора придерживает цветы жасмина, символ непорочности и божественной любви, на ее коленях лежат анемоны (ветреница), означающие чистоту и искренность. В левой руке богини — цветок аквилегии, или водосбора, который, являясь одним из атрибутов Венеры, намекает на чувственную страсть. Схожие по форме с голубем цветы назывались "колумбина" (голубка), благодаря этому в эпоху Возрождения аквилегия олицетворяла Святой Дух и семь христианских добродетелей.

Метафорический "язык цветов", наследие Античности и Ренессанса, нашел отражение в творчестве представителей отечественной академической школы. Излюбленной метафорой искусства барокко и классицизма являются розы, один из древнейших символов молодости и женского очарования. С цветущей розой можно сравнить красавицу, запечатленную неизвестным скульптором XVIII века, костюм и прическа которой украшены распускающимися бутонами. Розы подчеркивают аллегорический характер изображения княгини Е.Ф.Долгоруковой, предстающей на портрете кисти И.Б.Лампи в виде древнегреческой богини юности Гебы. В портрете великой княжны Александры Павловны, исполненном В.Л.Боровиковским, розовый венок напоминает об ожидающем девушку брачном венке Гименея. 

Романтическую многозначительность приобретают цветочные мотивы в искусстве первой половины и середины XIX века. Лилии и розы, традиционные эмблемы Богородицы, в картине Ф.А. Бруни выступают символом прославления чистоты и женственности. Лозы плюща и винограда — атрибуты древнегреческих нимф и вакханок — придают возвышенный характер элегантному облику героинь на полотнах Т.А.Неффа и И.К.Макарова. В каждом представленном на выставке произведении посланцы Флоры создают нежный образ женщины-цветка.

 
Информационная поддержка