Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Март
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
события за месяц

Презентация картины Н.Н.Ге "Суд Синедриона. "Повинен смерти" после реставрации

23 декабря 2008 — 30 апреля 2009

 

Лаврушинский переулок, 10 (экспозиция, зал 48)


Галерея демонстрирует прежде недоступное публике произведение Н.Н.Ге «Суд Синедриона. «Повинен смерти!» (1892). Огромное, примерно два на три метра, полотно, долго находившееся в аварийном состоянии, благодаря уникальной технологии реставрации приобрело экспозиционный вид и может выставляться без опасений за его сохранность.

Проведение реставрационных работ стало возможным благодаря финансовой поддержке ОАО «ЛУКОЙЛ».

«Суд Синедриона. «Повинен смерти!» – одна из самых оригинальных, но и наименее понятых картин «страстного цикла». Созданный в поздний период творчества Николая Николаевича Ге (1831–1894) «страстной цикл» включает также произведения «Что есть истина?» (1890, ГТГ), «Совесть. Иуда» (1891, ГТГ), «Голгофа» (1893, ГТГ), «Распятие» (1892, Музей Орсе, Париж), «Распятие» (1894, местонахождение неизвестно). Ввод картины в экспозиционный обиход предваряет масштабную монографическую выставку Н.Н.Ге, планируемую в 2011 году к 180-летию со дня рождения художника.

История

Судьба картины полна превратностей, сказавшихся на ее состоянии. По цензурным соображениям «Суд Синедриона», написанный к ХХ Передвижной художественной выставке 1892 года, был сразу же запрещен к экспонированию президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем. Лишь немногие могли видеть картину в конференц-зале Академии в канун открытия выставки. После наложения запрета автор увез «Суд Синедриона» в свое имение на хутор Ивановский Черниговской губернии, где продолжал работать над полотном. Как следует из писем художника Л.Н.Толстому, Ге много раз переписал фигуру и лицо Христа.

После смерти Н.Н.Ге в 1894 году сын художника Н.Н.Ге-младший послал две его последние картины – «Суд Синедриона» и «Распятие» (1892) – Л.Н.Толстому в Ясную Поляну. Для перевозки холсты были сняты с подрамников и свернуты в рулон, который был обернут газетами. Дочь писателя Т.Л.Сухотина-Толстая, занимавшаяся живописью, вновь натянула холсты на подрамники и постаралась удалить фрагменты газет, влипшие в красочный слой, но удалось это лишь частично. В нескольких местах газетный шрифт отпечатался на живописи. В 1897 году Н.Н.Ге-младший передал картину «Суд Синедриона» в дар Третьяковской галерее. Очень недолго она входила в экспозицию, что подтверждают фотоснимки 1898 года, а затем была перенесена в фонды Галереи.

В ХХ веке полотно Н.Н.Ге мало выставлялось уже не из-за цензуры, а в силу плохой сохранности. Холст обветшал и деформировался, пленка лака пожелтела и помутнела, многочисленные тонировки изменились в цвете. Это сильно искажало авторский колорит и мешало восприятию произведения. В последний раз картина экспонировалась на монографической выставке художника, прошедшей в Третьяковской галерее в 1981 году, и с тех пор находилась в запаснике.

Исследование и реставрация

Несколько поколений реставраторов и хранителей Третьяковской галереи долгие годы пытались разрешить проблему восстановления картины, осложненную большими размерами холста (201,3х297,5 см). Реставрация ветхого полотна с многослойной живописью, вздутиями красочного слоя, сеткой кракелюра и значительными утратами являлась сложной технологической задачей. Методику для ее решения разрабатывали на протяжении ряда лет.

Перед началом реставрационных работ отделом научной экспертизы под руководством Л.И.Гладковой были сделаны все доступные сегодня физико-химические и технологические исследования, включая многочисленные рентгенограммы. Выявлено наличие нижележащих красочных слоев (картина написана на ранее использованном холсте), подтверждены известные по переписке художника сведения о переработке различных деталей композиции. Углубленные химические исследования пигментов и грунта связующего, проведенные научными сотрудниками Государственного научно-исследовательского института реставрации В.И.Киреевой и С.А.Писаревой, позволили опровергнуть давнее заблуждение относительно «асфальтовой болезни» как главной причины удручающего состояния сохранности картины.

Научно-производственным объединением музейной реставрации и консервации при участии и под руководством реставраторов масляной живописи Третьяковской галереи А.И.Голубейко, Е.Г.Волковой, А.П.Замкового, И.Л.Монастырского, А.Г.Орловской, Т.В.Серегиной, реставраторов художественных рам В.А.Ставцева, В.Н.Клепова, С.Н.Клепова, Д.О.Волошина, Г.П.Стрельникова был проведен целый ряд сложнейших мероприятий, возрождающих первоначальный облик произведения. В результате реставрационных работ укреплена поверхность красочного слоя и грунта. Удаление старого лака, загрязнений и реставрационных тонировок позволило восстановить колорит картины. Авторский холст дублирован на реставрационный холст, картина натянута на новый планшетный подрамник, восстановлена рама картины.

Вместе с картиной Н.Н.Ге выставлены материалы исследования – макрофотографии и рентгенограммы, а также снимки, иллюстрирующие состояние сохранности полотна до реставрации и процесс работы специалистов. Особый интерес представляют изображения, найденные технологами под слоем авторской живописи и предполагающие дальнейшие научные изыскания.

После презентации картина вернется в запасник Галереи, а после реконструкции зала Н.Н.Ге займет место в постоянной экспозиции.

 

Аккредитация в пресс-службе ГТГ: тел. 957 0792, тел./факс 953 3375, е-mail: pr@tretyakov.ru