Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Март
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
события за месяц

Презентация панно К.Коровина "Базар у пристани в Архангельске"

23 ноября 2009 — 14 февраля 2010

Лаврушинский переулок, 10 (экспозиция, зал 48)
Презентация - 23 ноября, в день рождения художника

в рамках программы "Третьяковская галерея открывает свои запасники"

После сложной реставрации в залах Третьяковской галереи впервые демонстрируется панно Константина Алексеевича Коровина (1861–1939) "Базар у пристани в Архангельске" (1896, х.м., 237х352), предоставляя зрителям возможность познакомиться с неожиданной гранью творчества мастера, более известного своими небольшими станковыми произведениями.

Проведение реставрационных работ стало возможным благодаря финансовой поддержке ОАО "ЛУКОЙЛ".

К. Коровин. Базар у пристани
в Архангельске. 1896

"Базар у пристани в Архангельске" – одно из 10 панно, украшавших павильон "Крайний Север" на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Создание Северного цикла явилось итогом совместного путешествия К.Коровина и В.Серова к берегам Белого моря осенью 1894 года. Поездка была инициирована С.И.Мамонтовым, который в то время занимал пост председателя Правления Ярославско-Архангельской железной дороги и организовывал строительство новой железнодорожной магистрали. Предполагалось, что возведение отдельного выставочного павильона "Крайний Север" будет способствовать популяризации и ознакомлению публики с освоением северных земель промышленным капиталом.

Оказавшись на Севере, Коровин был заворожен природой этого края, безмерным простором земли, моря, неба и своеобразием местного колорита. Многочисленные пейзажные этюды, бытовые зарисовки – своего рода исследования уклада жизни и особенностей этого края – легли в основу будущих выставочных панно.

В "Базаре у пристани в Архангельске" художником запечатлена будничная жизнь города. Фрагментарность композиции, принцип построения изображения с уходящим за горизонт морем, с морскими судами, баржами, с торговыми обозами и лавками на берегу, с группами людей – все производит эффект случайности, создавая впечатление жизненной полноты и одновременно передавая характер повседневности.

Необходимо отметить, что К.А.Коровин в создании Северного цикла пользовался помощью В.А.Серова, С.В.Малютина и Н.В.Досекина.

Павильон "Крайний Север"

Бесспорной заслугой Коровина является также разработка архитектурного проекта павильона, построенного Л.Н.Кекушевым, и дизайна его интерьера. Оригинальность идеи и дизайнерский талант Коровина стали сенсацией 1896 года. Этнографический интерес к экспонатам и живописным работам павильона открыл тему Русского Севера как в культурно-историческом контексте эпохи, так и в живописно-пластических исканиях целого поколения художников.

История бытования.
После экспонирования на Нижегородской выставке, находясь в собственности С.И.Мамонтова, северные панно стали украшать стены главного вестибюля Ярославского вокзала, здание которого было выстроено Ф.О.Шехтелем в 1902–1904 годах. Вплоть до 1961 года они находились в ведении Управления станцией Москва-Пассажирская Ярославской железной дороги, затем были переданы в Государственную Третьяковскую галерею. Ввиду их больших размеров и неудовлетворительного состояния они были помещены в фонды музея.

В связи с подготовкой персональной юбилейной выставки К.А.Коровина в 2012 году перед реставраторами встала задача проведения большой и сложной работы – подготовить четыре панно для участия в юбилейной экспозиции. В минувшем году завершена реставрация панно "Охота на моржей", заканчивается работа над большим полотном "Белые медведи". Ждет реставрационного обновления "Ловля рыбы на Мурманском море". Таким образом, вводимый в художественную жизнь музея Северный цикл работ Коровина, куда входит и "Базар на пристани в Архангельске", даст возможность познакомиться с интереснейшей стороной его творчества – монументально-декоративными произведениями мастера.

Реставрация

Более 40 лет большемерное панно "Базар у пристани в Архангельске" хранилось на валу в фондах живописи Третьяковской галереи. При его исследовании были зафиксированы характерные для больших произведений, хранящихся на валу, разрушения – вытянутости, жесткая деформация, сломы и замятости холста, осыпи красочного слоя, потемнение тонировок (следы прежних реставраций), разрывы и утраты холста по кромкам, сильные загрязнения. В связи с неудовлетворительной сохранностью холст нуждался в реставрации.

Для реставрации панно в реставрационной мастерской масляной живописи Третьяковской галереи была разработана новая методика для дублировки больших картин с использованием специально спроектированного кассетного подрамника. Применение данной методики при реставрации полотна К.Коровина дало прекрасные результаты и открыло возможность отреставрировать и другие панно Северного цикла, а также ряд произведений других художников.

Аккредитация в пресс-службе ГТГ: тел. 957 0792, тел./факс 953 3375, е-mail: pr@tretyakov.ru