Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Март
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
события за месяц

Презентация панно Н.С.Гончаровой "Купальщицы"

8 декабря 2009 — 15 марта 2010

Пресс-конференция – 8 декабря в 12.30
Начало регистрации – в 12.00
Крымский Вал, 10, вестибюль 4 этажа

Монументальный триптих Наталии Гончаровой "Купальщицы" (Около 1922. Х, м. 260 х 500), долгое время находившийся в запасниках Третьяковской галереи, полностью восстановлен при поддержке Фонда BNP Paribas и инвестиционного банка "БНП ПАРИБА" ЗАО. Уникальное произведение, не известное ранее ни специалистам, ни широкой публике, будет представлено в залах экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу.


Н.Гончарова. Купальщицы.
Около 1922. Х., м.

Триптих "Купальщицы" Н.С.Гончаровой был получен Третьяковской галереей в 1989 году вместе с коллекцией других произведений в дар по завещанию вдовы М.Ф.Ларионова Александры Клавдиевны Ларионовой-Томилиной. В течение многих лет он хранился в парижской мастерской Гончаровой и Ларионова и не экспонировался по причине своих больших размеров. Несмотря на обилие монографий о художниках, он не был опубликован ни в одной из них. Правая часть композиции была воспроизведена единственный раз в отрыве от остальных частей панно уже после прибытия в Россию в каталоге выставки "Шедевры из парижского наследия. Живопись. Михаил Ларионов – Наталия Гончарова", состоявшейся в Третьяковской галерее в 1999 году. Однако из-за плохого состояния сохранности картина так и не вошла в состав выставки. Теперь, после двадцатилетнего хранения на валу, трехчастное панно прошло сложнейшую реставрацию и представлено зрителям.

Наталия Сергеевна Гончарова (1881–1962) – крупнейший художник ХХ века, один из ведущих мастеров русского авангарда. Ее творчество занимает значительное место в истории отечественной и интернациональной модернистской художественной школы прошлого столетия. Вместе с Михаилом Ларионовым Гончарова стоит у истоков неопримитивизма, развивающего фольклорные традиции национальной культуры. В своих "лучистских" работах 1913–1914 годов она стремится выйти за рамки предметного мира, ищет свой путь к абстракции.

В 1915 году по приглашению С.П.Дягилева Гончарова присоединяется к его балетной труппе, много и плодотворно работает как театральный художник. Однако для Гончаровой театр был лишь одной из сфер применения ее таланта; она ощущала себя прежде всего живописцем. В 1919 году, окончательно обосновавшись в Париже, Гончарова вновь возвращается к станковому творчеству. Одной из самых значительных работ этого периода стало монументальное трехчастное панно "Купальщицы". Впервые показанное на "Салоне независимых" в 1922 году и имевшее большой резонанс во французской прессе, оно, по сути, является своеобразной декларацией возвращения к живописи. Не случайно темой этого триптиха Гончарова выбирает классический мотив купальщиц.

В "Купальщицах" живописный талант Гончаровой соединился с опытом театрального декоратора. Блестящее владение картинной плоскостью столь больших размеров, изысканный ритмический рисунок и гармоничная композиция крупных форм позволяют говорить о каждой части триптиха как о самостоятельном монументальном произведении.

В 1923 году композиция левой части панно была использована для афиши одного из первых благотворительных балов в пользу русских художников-эмигрантов – знаменитого "Большого Бала художников" в зале Булье, ставшего одной из ярких страниц художественной жизни Парижа.

Реставрация
Триптих "Купальщицы" долгое время находился в хранении Третьяковской галереи накатанным на специальный вал для живописных работ. Состояние сохранности панно на момент осмотра было крайне неудовлетворительным. Длительное пребывание произведений без подрамника, в незафиксированном виде привело к деформациям холста, появлению коробленностей, заломов и разрывов с утратами красочного слоя. От воздействия связующего, входящего в состав масляных красок, холст утратил эластичность, стал ломким. Наиболее сильно пострадала правая часть триптиха.
На заседании Реставрационного совета Третьяковской галереи было принято решение о проведении реставрации панно.

Первый этап работы состоял в том, чтобы вернуть эластичность холстам и красочному слою. Для этого оборотная сторона произведений была обработана специальным составом. Следующим этапом реставрации стало устранение коробленностей и заломов холста на вакуумном столе. После того как поверхность произведений выровнялась, все разрывы нитей холста были соединены встык и зафиксированы с оборотной стороны. Затем части триптиха были дублированы на новый холст и натянуты на планшетные подрамники. В местах утрат красочного слоя был подведен реставрационный грунт и выполнены тонировки.

После уникальной реставрации, осуществленной в 2009 году на средства Фонда BNP Paribas и банка "БНП ПАРИБА" ЗАО, произведение впервые представлено публике. Это, безусловно, незаурядное событие художественной жизни, которое позволит серьезно расширить представление о творчестве Наталии Гончаровой, о масштабе ее личности и вкладе в мировое искусство ХХ века.

Реставрация панно "Купальщицы" – это второй проект Фонда BNP Paribas и банка "БНП ПАРИБА" ЗАО для Третьяковской галереи. Так, в 2007 году при их поддержке была восстановлена икона "Успение Богоматери" (И. Александров. 1736).

О BNP Paribas
BNP Paribas (www.bnpparibas.com) входит в число 6 сильнейших банков мира по данным Standard & Poor's.
BNP Paribas – один из европейских лидеров международного масштаба в области финансовых услуг –  присутствует в 85 странах и насчитывает свыше 205 000 сотрудников, из них 165 200 – в странах Европы. BNP Paribas занимает ключевые позиции по трем основным направлениям деятельности: Розничные банковские услуги, Инвестиционные решения, Корпоративные и инвестиционные банковские услуги. Банк работает на всей территории Европы во всех направлениях бизнеса, при этом четыре его внутренних рынка розничных банковских услуг: Бельгия, Франция, Италия и Люксембург. Кроме того, Группа BNP Paribas занимает значительную долю рынка в США и имеет сильные позиции в Азии и в быстроразвивающихся странах.