Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Март
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
события за месяц

Презентация XIV тома "Истории русского искусства" в 22 томах

12 ноября 2012

 

                                 


Конференц-зал Инженерного корпуса, Лаврушинский, 12
Начало в 16.00

 

Презентация XIV тома "Истории русского искусства", посвященного блистательной эпохе Александра I – одно из мероприятий общегосударственных торжеств, приуроченных к 200-й годовщине победы в Отечественной войне 1812 года и изгнания наполеоновских войск из России.

Внушительный том, включающий 880 страниц и более 700 иллюстраций, подготовлен в рамках фундаментального проекта "Истории русского искусства" в 22 томах, осуществляемого Государственным институтом искусствознания совместно с ведущими специалистами в области изучения художественного наследия России. Беспрецедентный по полноте охвата материала труд призван комплексно осветить историю отечественного искусства XI–XX веков. Впервые в одном проекте объединены история зодчества, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музыки, театра, эстрады, фотографии и кинематографа, при этом внимание уделяется не только художественным достижениям двух столиц, но и русской провинции.

Государственная Третьяковская галерея стала одним из главных партнеров в осуществлении этого масштабного замысла. Сосредоточенные здесь художественные сокровища, широко известные в России и за ее пределами, отражают весь тысячелетний путь истории русского искусства от христианских памятников домонгольского периода до актуальных художественных практик. Не менее важен научный потенциал сотрудников галереи, многие из которых являются авторами глав "Истории", а некоторые – ответственными редакторами и руководителями авторских коллективов ее томов. Институт искусствознания и Третьяковская галерея имеют долгий и успешный опыт совместной работы по проведению конференций, подготовке научных изданий и выставочных каталогов. Участие Галереи в фундаментальном проекте по созданию "Истории русского искусства" знаменует углубление и расширение нашего сотрудничества.

Разработка концепции новой истории отечественного искусства с 2000 года является приоритетным направлением деятельности Государственного института искусствознания – ведущего научного учреждения страны в сфере истории и теории искусства. Решение об учреждении института было принято на правительственном уровне в 1943 году – в год победы в Сталинградской битве и великого перелома во Второй мировой войне, что стало фактом признания основополагающего значения фундаментальной гуманитарной науки в деле формирования национального самосознания и укрепления международного авторитета страны. Основателями института стали выдающиеся деятели русской культуры и науки: С.М. Эйзенштейн, Б.В. Асафьев, В.Н. Лазарев, А.К. Дживилегов и И.Э. Грабарь – первый директор института и автор первой "Истории русского искусства", увидевшей свет в 1910-е годы. В 1953–1964 годах под его руководством институтом была выпущена "История русского искусства" в 13 томах (16 книгах), на протяжении полувека служившая базой для профессиональных исследований и общественных оценок значимости достижений русской художественной культуры.

Идея создания третьей "Истории русского искусства" возникла вследствие глубоких перемен, кардинально преобразивших жизнь страны в конце минувшего века. Ее реализация стала возможной благодаря активному развитию отечественной искусствоведческой науки. Накоплен обширнейший новый материал, принципиальные изменения претерпела методология гуманитарных исследований, благодаря преодолению идеологических ограничений советского времени. Назрела необходимость в переосмыслении истории русского искусства, что отвечает настоятельной потребности современного общества в осознании отечественной культуры и ее корней как основы для национальной консолидации.

В представляемом томе разворачивается внушительная панорама культуры пушкинской эпохи. Великолепие ансамблей столичных площадей, блистательные интерьеры императорских дворцов, расцвет дворянской усадьбы, формирование архитектурного облика провинциальных городов, непреходящие достижения живописцев, скульпторов, композиторов, мастеров исполнительского и сценического искусства – все это отражено в главах, авторами которых являются признанные отечественные ученые: Г.Ю. Стернин и Е.Я. Суриц, Е.А. Борисова и Е.Г. Щеболева, О.М. Фельдман и Г.Г. Поспелов, И.В. Рязанцев и И.Л. Бусева-Давыдова, Р.М. Кирсанова и Н.В. Сиповская. Благодаря сотрудничеству исследователей разных поколений в томе удалось соединить лучшие традиции отечественной академической науки с новаторскими концепциями, возникшими в результате активной интеграции отечественного искусствознания в мировую науку. В результате разностороннего подхода одна из самых цельных и ярких в художественном смысле эпох русской истории рисуется объемно и многозначно. Русское искусство этой поры во всей сложности подчас парадоксальных взаимосвязей с искусством европейским выступает как органичная и значимая часть мирового художественного процесса.

Именно так задумывался этот проект его инициатором – выдающимся ученым и деятелем в сфере охраны архитектурного наследия, долгое время возглавлявшим Институт искусствознания, Алексеем Ильичем Комечем, под редакцией которого в 2007 году вышел в свет I том "Истории". Издание XIV тома, первого в серии томов по искусству XVIII–XIX веков, знаменует новый этап в реализации проекта – переход от исследовательской работы к активной публикации ее результатов.