Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Март
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
события за месяц

Кинетическая инсталляция "Сигнальная башня"

20 октября 2015

Начало в 18.00

Двор Третьяковской галереи на Крымском Валу
Крымский Вал, 10

Этим летом внутренний двор Третьяковской галереи на Крымском Валу стал не только площадкой для концертов экспериментальной музыки и лекций, но также специальным пространством для размещения объектов искусства. Первый арт-объект, который появился во дворе, — кинетическая инсталляция "Exodus" художника Виктора Полякова. Новый установленный объект — "Сигнальная башня" скульптора Романа Сакина (род. 1976). Партнером Галереи по ее размещению стала ведущая многопрофильная инвестиционно-строительная компания — концерн "КРОСТ", в чьих проектах участвуют лучшие архитекторы, проектировщики и дизайнеры.

Двор Третьяковской галереи — идеальное место для знакомства зрителей с новыми тенденциями в public art: он совмещает в себе семантику музейного пространства, классическую композицию атриума или перистиля, функции городской площадки для проведения мероприятий, а также зону отдыха. Эти особенности учитывают молодые художники и архитекторы при создании произведений, которые устанавливаются во дворе.

Тематику и атмосферу лекционных и музыкальных программ определяло празднование 100-летия "Черного супрематического квадрата" Казимира Малевича, а отбор объектов для двора шел с ориентацией на творчество В.Ф. Колейчука, уже ставшего классиком русского кинетического искусства. Опыты с обустройством пространства двора связаны с одним из важных залов постоянной экспозиции на Крымском Валу — залом реконструкции выставки ОБМОХУ. Эта связь обусловлена ключевой установкой Общества молодых художников на эксперименты с пространственными конструкциями, конструированием как основой художественного поиска.

 

"Сигнальная башня" — утопический проект, связанный с художественными утопиями 1920-х годов, в первую очередь с башней Татлина. У последнего башня — образ нового устройства общества. Башня Романа Сакина — также образ устройства воображаемого общества. По мнению художника, сигнальная башня, меняя вид, может информировать людей, например, о смене времен года, бедствиях, праздниках или сообщать новости. Он считает, что такие башни могли бы быть центром жизни небольших поселений и стоять на перекрестке дорог. Также они могли бы находиться на городской площади, выполняя одновременно роль пожарной каланчи, маяка и колокольни; в больших городах они могли бы стать центром района или здания.

По замыслу Романа Сакина, система управления башней предполагает равноправие "представителей башни", тех, кто уполномочен осуществлять манипуляции, так как один человек может управлять только одним этажом башни.

"Эти движущиеся системы, которые я делаю, я назвал "управляемая скульптура". Это придуманное мной направление в кинетическом искусстве. Основные черты такой скульптуры — наличие пульта управления у объекта, при помощи которого можно менять его вид. Подвижные части объекта раскрывают свойства предмета в пространстве на примере движения простых геометрических тел. Управляемая скульптура изучает пространство, предмет в пространстве, части предмета, соотношение и перемещение частей, соотношение предметов и человека, образование целого из отдельных элементов. Таким образом, управляемая скульптура — это своего рода арт-прибор для изучения мира. В отличие от классической кинетической скульптуры, где главный акцент делается на постоянной трансформации, в управляемой скульптуре важны конечные точки действия" (Р. Сакин).

Фиксация движения, улавливание момента перехода из одного состояния в другое подвигает зрителя к наблюдению за собственными метаморфозами.

Размеры и конструкция сигнальных башен могут быть разными. Представленный во дворе Третьяковской галереи объект — один из многочисленных вариантов.

С установки инсталляций В.Полякова и Р.Сакина начинается сотрудничество Третьяковской галереи и концерна "КРОСТ", в рамках которого планируется проведение международного конкурса на временный арт-объект во дворе музея.