Календарь:

Выберите событие:

снять все / отметить все
Март
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
события за месяц

Круглый стол, посвященный обсуждению результатов технико-технологических исследований иконы "Святая Троица" преподобного Андрея Рублева

23 декабря 2014
13.00–18.00
Лаврушинский, 12
Лекционный зал Инженерного корпуса
Вход с Малого Толмачевского переулка
СХЕМА ПРОЕЗДА


"Троица" Андрея Рублева воспринимается не только как выдающийся живописный шедевр, но и как собирательный образ всей древнерусской иконописи, как свидетельство ее художественного совершенства и духовной глубины.

Андрей Рублев. Троица. 1425–1427
Многолетнее изучение легендарной иконы в последние годы перешло на новый уровень в связи с использованием специалистами Третьяковской галереи современных технических методов. Благодаря публикации книги "Андрей Рублев. Святая Троица" материалы этих исследований стали доступны профессиональному сообществу и всем интересующимся историей и культурой Древней Руси.

О "Троице" Рублева слышали даже те, кто почти ничего не знает о России и русском искусстве. Но все, что касается конкретной истории произведения, времени его создания и даже состояния его сохранности, продолжает вызывать множество вопросов. Над исследованием иконы работают реставраторы и искусствоведы, изучающие ее технику исполнения, рисунок, состав материалов. Всё новые и новые гипотезы выдвигают историки, пытаясь разобраться в немногочисленных дошедших до нас документальных текстах. Философы и богословы, предлагают новые, иногда чрезвычайно причудливые "прочтения" авторского замысла, символики иконы и ее отдельных деталей.

Сегодня из многочисленных предположений и интерпретаций можно выбрать те, которые кажутся наиболее вероятными. Можно трезво взглянуть на ставшие уже хрестоматийными исторические документы и прочитать их так, чтобы избежать фантастических допущений. Можно вспомнить, что нам известно о русской духовной культуре XIV–XV столетий, и понять, какие идеи мог вложить художник в свое произведение, а какие ни в коем случае не мог. Можно еще раз обратиться к самой иконе, к ее композиции, рисунку и краскам, чтобы мысленно восполнить многочисленные утраты, убрать позднейшие поновления и воссоздать совершенство первоначального художественного замысла.

Сотрудники Третьяковской галереи, авторы новой книги о "Троице" – Л.В.Нерсесян и Д.Н.Суховерков – поставили перед собой именно такую задачу: собрать под одной обложкой самые достоверные факты из истории иконы, опровергнуть невероятные мифы, и рассказать об иконе то, что интереснее любой самой сказочной версии. Результаты проведенной работы позволяют окончательно решить вопрос о сохранности рублевской живописи, характере утрат и объеме реставрационных дополнений, а также составить представление о тех индивидуальных технических приемах, которые определяли своеобразие творческого метода великого иконописца. 

Просмотр отдельных страниц

Вход по предъявлению приглашения или его электронной версии