Посмотреть полный размер
Неизвестный иконописец, начало XII века
Богоматерь Владимирская

Первая треть XII века
Дерево, темпера
104 х 69, первоначальный размер 78 х 55

Самая прославленная и чтимая на Руси икона "Богоматерь Владимирская" была привезена из Константинополя в начале XII века; ей суждено было стать святыней русского государства. Икона находилась в Вышгороде под Киевом. Но особое ее почитание началось не в Киеве, а во Владимире, куда икона была перенесена в 1155 году князем Андреем Боголюбским. Для "Богоматери Владимирской" был построен прекрасный белокаменный собор Успения Богоматери. 26 августа (8 сентября по новому стилю летоисчисления) 1395 года во время нашествия Тамерлана икона была торжественно перенесена в Москву, и в тот же день Тамерлан отступил и покинул пределы Московского государства. После этого образ был возвращен во Владимир, а в 1480 году он вновь был привезен в большой московский Успенский собор, где и находился до 1918 года. Греческое название этого иконографического типа – Елеуса – в дословном переводе означает "милующая". На Руси подобный иконографический тип назывался "Умиление", что более соответствует изображению: Младенец нежно прижимается щекой к лику Богоматери, левой рукой он обнимает ее, а Богоматерь держит младенца на правой руке, склонив к нему голову. Характерной особенностью этой иконографии является левая ножка Младенца, которая согнута так, что видна пяточка Младенца. Икона двусторонняя, на обороте – изображение "Престол и орудие страстей (Етимасия)"; живопись оборота до сих пор вызывает споры исследователей – одни датируют ее XV, другие XIX веком

Б.Толмачевский переулок, зал Музей-храм Святителя Николая в Толмачах