Посмотреть полный размер
Вейсберг Владимир Григорьевич
Композиция № 8 (Белая фуга)

1979
Холст, масло
55 х 55

Отвлеченные формы геометрических фигур, окутанные светом и тающие в свету, –характерная тема творчества художника 1970–1980-х годов. Каждая подобная предметная композиция подчиняется строго продуманной согласованности форм друг с другом и с окружающим пространством. Предметы выстроены в ритмично-музыкальном ключе, где более крупным формам вторят, как в фуге, более мелкие и совсем маленькие. Своей хрупкой утонченностью, прозрачностью, нематериальностью объекты в его произведениях словно лишаются эмоционально-психологических функций, как это обычно бывает в натюрмортах. Характерно цветовое решение композиции – белое на белом. В картине цвет словно поглощается светом. По мнению автора, цвет, наблюдаемый в природе, несовместим с понятием гармонии. «Цвет существует, но он меня стесняет. Лучше, когда на меня имеют права чувства, сознание, понимание истины, я не боюсь освобождаться от цвета». «Гармония – некий однородный свет, ощущаемый постепенно сквозь конструкцию. Этот свет за пределами наших чувств», – говорил художник. Используя все хроматическое богатство палитры, уточняя нюансы основной темы, развивая ее как в музыке, Вейсберг создает насыщенную цветом метафизическую белизну – пластическую метафору гармонии.