Посмотреть полный размер
Андрей Рублев
Спас. Из Деисусного чина ("Звенигородский")

Начало XV века (1410-е)
Дерево, темпера
158 х 106

Так называемый Звенигородский чин – один из самых прекрасных иконных ансамблей древнерусской живописи. Чин состоит из трех поясных икон – Спас, Архангел Михаил и Апостол Павел. Чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, ктитором которого был звенигородский князь. Живопись Звенигородского чина отличает особая чистота цвета, благородство тональных переходов, светоносность колорита. Свет излучают золотые фоны и нежная плавь светлых ликов, чистые оттенки охры, голубые, розовые, зеленые тона одежд. Необходимо отметить, что фрагментарно сохранившаяся живопись на центральной иконе Деисуса не мешает восприятию образа Спаса, который полон неисчерпаемой глубины содержания. Звенигородский Спас предстает очеловеченным, внушающим доверие и надежду, несущим доброе начало. Иконы происходят из подмосковного Звенигорода, когда-то входили в семифигурный Деисус. Сохранившиеся три иконы были обнаружены реставратором Г.О.Чириковым в 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора на Городке во время обследования экспедицией Центральных государственных реставрационных мастерских древнего княжеского храма Юрия Звенигородского, второго сына Дмитрия Донского

Лаврушинский переулок, 10, зал 60