Посмотреть полный размер
Андрей Рублев и Даниил
Вознесение. Из Праздничного чина ("Васильевский")

1408
Дерево, темпера
128 х 92

Из располагавшегося над Деисусом праздничного чина (ряда), иллюстрирующего евангельские события, сохранилось лишь пять икон, три из которых – в собрании Третьяковской галереи (две иконы из этого чина «Крещение» и «Сретение» находятся в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге). Большинство исследователей склонны рассматривать эти иконы как произведения мастерской Андрея Рублева и Даниила. Наиболее совершенным исполнением выделяется икона «Вознесение» и многими исследователями приписывается самому Андрею Рублеву. Икона «Вознесение» как никакая другая из многофигурных праздничных икон обладает особой ритмической организацией композиции. Здесь проявилось свойственное Андрею Рублеву чувство гармонии, пластической уравновешенности. Иконография «Вознесения» сложилась в византийском искусстве на основе текстов Евангелий от Марка (XVI, 15–20) и от Луки (XXIV, 42–52), а также Деяний апостолов (1, 4–12), где рассказывается о вознесении Христа на небо после воскресения из мертвых на сороковой день. Это чудо произошло на горе Елеонской перед учениками в то время, когда они смотрели на вознесшегося Христа. Предстали перед апостолами «два мужа в белых одеждах» – ангелы, которые поведали о втором пришествии их учителя на землю. Иконы происходят из Праздничного чина иконостаса Успенского собора г. Владимира. В 1768–1775 годах обветшавший иконостас 1408 года из-за несоответствия вкусам Екатерининской эпохи был вынесен из собора и продан в село Васильевское близ Шуи (ныне Ивановская область). В 1918–1920-х годах иконы были вывезены экспедицией Центральных государственных реставрационных мастерских

Лаврушинский переулок, 10, зал 60